kireev: (Default)
kireev ([personal profile] kireev) wrote2008-12-11 02:11 am
Entry tags:

Кто не получил высшего образования из-за пятой графы?

[livejournal.com profile] arkhip  задал интересный вопрос: могу ли я назвать хотя бы одного еврея, который не смог получить высшего образования из-за советского антисемитизма.  У меня были примеры тех, кто не смог поступить в какой-то вуз, но чтобы вообще не получить высшее образование из-за пятой графы, у меня нет примера. А кто-нибудь знает такой пример?

[identity profile] alber.livejournal.com 2008-12-11 07:30 am (UTC)(link)
Да, нет - обычно существовал какой-нибудь условный МИИТ или МИСИС (для Москвы), на который процентные нормы не распространялись или были более умеренны. КТо-то потом возвращался к избранной сфере, кто-то так никогда до нее и не добирался, но если не становился под воздействием происходящего активным участником чего-то диссидентского, то в/о получал.

[identity profile] ascir.livejournal.com 2008-12-11 08:51 am (UTC)(link)
Я знаю парня (у него есть ЖЖ, кстати), который был настолько уверен, что его не примут из-за пятого пункта, что очень плохо готовился. Его и завалили. Он поступал три раза (три года), в одно и то же место. Первый и третий раз - провал на первом экзамене, второй раз - на втором. Все провалы заслуженные.
Виноваты (в его версии) антисемиты, которые убедили его, что он всё равно не поступит.

[identity profile] tom-nm.livejournal.com 2008-12-11 09:06 am (UTC)(link)
у меня есть пример когда мой отец с первого раза не поступил в милицейский ВУЗ из-за спецнабора нацменов в честь 50ти летия СССР (1972й год), национальность "русский" в паспорте помешала, так прямо и было сказано представителями комиссии извини мол, но в этом году у нас спецнабор из национальных республик, при равном кол-ве баллов берем их... Пришлось поступать на следующий год, поступил и закончил.

[identity profile] lukasch.livejournal.com 2008-12-11 09:25 am (UTC)(link)
Харьков. Третий в СССР, после Москвы и Ленинграда, вузовский центр.
Постоянные рассказы, что не берут евреев в тот или иной ВУЗ города. Якобы негласные предписания.
Когда указывалось на то, что какой-то знакомый еврей учится в таком ВУЗе, приводился контраргумент, что это мол исключение.
Ещё пример "исключений"
80-е годы. Женщина еврейка сотрудница "ящика"-номерного военного завода. Жалуется на то, что сделать карьеру на их заводе еврею невозможно, пример её начальник отдела-еврей, который много лет ходит с приставкой "и.о.", вот был бы не евреем давно бы стал просто начальником отдела без приставки.
На замечание, что у них на заводе главный инженер еврей,да ещё по фамилии Рабинович, что было истинной правдой, приводился контраргумент, что это исключение, мол он один такой умный и успешный. )))

[identity profile] tsirel.livejournal.com 2008-12-11 10:28 am (UTC)(link)
Я думаю, что таких примеров практически не было. Либо просто сразу, либо с некоторыми бонусами после армии (вариант - с рабочим стажем) можно было поступить в слабый вуз, где конкурс был так мал, что ограничения по 5 пункту практически отсутствовали. Все известные мне примеры биографий евреев, желавших и не получивших высшего образования, имеют дополнительно другие особенности - от пьянства, лени, психических проблем до участия в диссидентском движении, и в силу этих причин не подходят.

[identity profile] maxvolovik.livejournal.com 2008-12-11 11:32 am (UTC)(link)
я знаю как минимум 3, которые не получили, и 5-6, которые настрадались по полной

[identity profile] kireev.livejournal.com 2008-12-11 11:40 am (UTC)(link)
Вау! Лично или есть какие-то ссылки?

[identity profile] maxvolovik.livejournal.com 2008-12-11 11:43 am (UTC)(link)
ссылки? вы шутите?

одного уже нет в живых, его не брали никуда, мой не кровный и очень дальний родственник, из брянской области родом, пик карьеры - был заведующим магазина )

[identity profile] kireev.livejournal.com 2008-12-11 11:50 am (UTC)(link)
Понял, лишь уточняю.

[identity profile] arkhip.livejournal.com 2008-12-12 08:56 am (UTC)(link)
Эти-вот кипострадания я в качестве примера не приму, извините уж

[identity profile] shaon.livejournal.com 2008-12-12 11:07 am (UTC)(link)
Масса примеров, связанных с военно-учебными заведениями.
Начиная с 40-вых гг. был резко ограничен прием евреев в военные училища и военные академии. Причем в ряд военных вузов прием евреев был абсолютно запрещен устными и письменными приказами.

Отмечу, что до 2МВ и во время ее , т.е. до введения антисемитских правил, евреи составляли порядка 10% советского офицерского корпуса

(Ответить)

[identity profile] bober-minsk.livejournal.com 2008-12-11 01:35 pm (UTC)(link)
Совсем, чтоб не поступали куда-то не было, но облом был большой когда человек выигрывает республиканскую Олимпиаду по математике и считает, что поступил на мехмат БГУ, а в итоге оказывается поступившим через год на самую голимую специальность :(.

[identity profile] profpr.livejournal.com 2008-12-11 02:07 pm (UTC)(link)
Чтобы совсем не получить высшего - не знаю. На нашем факультете декан установил норму приема евреев. Насколько помню, три человека могло поступить. Неофициально, конечно, но знали об этом все. На наборе нашего курса завалили отличника из одной из лучших школ Москвы, чтобы не превысить лимита.

[identity profile] realcorwin.livejournal.com 2008-12-11 02:27 pm (UTC)(link)
В начале 70-х (кажется, 1971) был год, когда евреям был режим наибольшего благоприятствования при поступлении в ВУЗы. В качестве реакции на первые эммиграции евреев за рубеж.

[identity profile] kilativ.livejournal.com 2008-12-11 05:47 pm (UTC)(link)
Мой папаня поступил в МГУ при конкурсе 18 человек на место. Так что не знаю про евреев... Впрочем, трояк по истории КПСС ему поставили даже без экзамена (и завалили красный диплом) на основании фамилии, о чем и заявили в лицо.

[identity profile] axmxz.livejournal.com 2008-12-11 07:35 pm (UTC)(link)
Моего братца завалили на проходе на ВМК МГУ. Он знал абсолютно все, но после 4ех часов просто устал. Профессор потом жаловался коллеге что он еле этого жиденка завалил - все знал, гад.

[identity profile] axmxz.livejournal.com 2008-12-11 07:36 pm (UTC)(link)
После чего брат спокойно свалил в Штаты и поступил там в Брендайс.

[identity profile] kireev.livejournal.com 2008-12-11 08:43 pm (UTC)(link)
А это было еще в СССР? То есть в СССР он не смог получить высшее образование?

[identity profile] axmxz.livejournal.com 2008-12-11 09:16 pm (UTC)(link)
Щас.... это было... в каком году это было? В 1990ом или в 91ом. Брат 73его года.

[identity profile] kireev.livejournal.com 2008-12-12 01:05 am (UTC)(link)
Тогда уже где-то на границе допустимых условий.

[identity profile] axmxz.livejournal.com 2008-12-11 09:17 pm (UTC)(link)
Нет, ну он бы поступил наверное куда-нибудь, но он же не хотел "куда-нибудь," он хотел куда он заслуживал.

[identity profile] cheeha.livejournal.com 2008-12-11 11:42 pm (UTC)(link)
Весной наступал период, когда все обсуждали, где в прошлом году был недобор. Искали связи, уезжали в другие города, один мой друг учился в Томске. Другой СЕМЬ раз поступал в КГУ на мех-мат (до армии, после армии), кажется, на момент поступления он уже знал все основные курсы высшей математики, после окончания работал программистом. Стоило стараться! мог бы спокойно учиться в каком-нибудь институте пищевой промышленности... Ещё один знакомый учился в сельхоз академии и даже поехал по распределению, но скоро открепился. Пожалуй, один мой одноклассник (победитель олимпиад) не сумел поступить, хотя поступал несколько раз. Но в общем я не могу дать компетентный ответ, поскольку в моей среде я общалась с людьми с высшим образованием, то есть, с теми, кто сумел-таки поступить.
(deleted comment)

[identity profile] lad-s.livejournal.com 2008-12-12 12:12 am (UTC)(link)
Честно говоря, я тоже не знаю евреев, которых не приняли в ВУЗ которые не смогли получить высшего образования из-за советского антисемитизма. Но, интересно, а много ли можно назвать евреев, которые занимали высокие должности в гос. и парт. аппарате? Я лично, кроме Кагановича никого припомнить не могу. Только прошу г-д юдофобов не приводить в примеры 20-33-е годы, а также всякие конспирологические версии, наподобие "настоящая фамилия Ельцина - Элькинд".

[identity profile] cema.livejournal.com 2008-12-12 12:17 am (UTC)(link)
Ну, Дымшиц вроде.

Дымшиц

[identity profile] lad-s.livejournal.com 2008-12-12 12:26 am (UTC)(link)
Вениамин Эммануилович, председатель Госплана и Госснаба в 60-х годах. ОК. А кто ещё? Всё же евреев в СССР больше 2 млн. было?

[identity profile] arkhip.livejournal.com 2008-12-12 09:05 am (UTC)(link)
Только прошу г-д юдофобов не приводить в примеры 20-33-е годы

А почему бы и не привести, собственно?

[identity profile] lad-s.livejournal.com 2008-12-12 09:09 am (UTC)(link)
Да можно конечно привести, только вот меня интересовали более поздние годы. А то что в революции активно участвовали евреи и поэтому многие из них заняли различные должности при новой власти, это и так по моему всем известно. Мне более интересен последующий период истории СССР.

[identity profile] arkhip.livejournal.com 2008-12-12 10:40 am (UTC)(link)
Однако же рассматриввать последующий период в истории СССР в отрыве от предыдущего некорректно.
(deleted comment)

[identity profile] kireev.livejournal.com 2008-12-12 01:05 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] yidmama.livejournal.com 2008-12-12 02:13 am (UTC)(link)
В 50-е и 60=е годы многие поступили не в те вузы, которые хотели, (например, могли в Киеве, но пришлось в другом месте, хотели в москве, получилось в новосибирске, и так далее), Знаю документально 54 человека с такими историями.

[identity profile] o-aronius.livejournal.com 2008-12-12 09:55 am (UTC)(link)
Нет.

Знаю тех, кто учился не там, где хотел, или на вечернем вместо дневного.
Но 1-го еврея без высшего образования встретил только в Израиле. :)

[identity profile] redheadrat.livejournal.com 2008-12-23 08:02 pm (UTC)(link)
Совсем без высшего образования знаю только одного человека, но он из диссидентов, после высылки из союза спокойно отучился и стал врачём в США.

Также знаю несколько человек не прошедшие в ВУЗы высших категорий и в столицах, многие оказались в МИИТе, один человек поехал из Киева учиться в Львов (журналист).

Последний вариант это когда человеку не дали продолжить учиться и выжили из профессии:

Мой дедушка прошел всю войну на передовой воен-фельдшером (закончил военно-медицинское училище в июне 41го), сдал экзамены летом 45ого в Военно-Медицинскую Академию с одной четверкой при остальных пятерках, и не был принят по "личным" данным (справку эту он вырвал из своего личного дела и сохранил после демобилизации). Тогда по правилам для того чтобы стать капитаном мед. службы надо было закончить академию, но приём в академию был также ограничен по возрасту, в результате выбор был или оставаться вечным старлеем, либо дембель.

Потом он поступил в Тбилиский политех по бумагам о поступлении в Харьковский политех в 38ом году (оттуда его, как комсомольца-отличника забрали в мед-училище летом перед началом занятий).

[identity profile] m-jerusalem.livejournal.com 2009-01-16 09:30 am (UTC)(link)
у нас (престижный московский вуз) целые группы были составлену из евреев (явных,замаскированнух,"полу-кровок" и т.д.)
были вузы табуированные (оборона ) ,были...
но был и "миит" и "горный" и т.д.
по моему : неприятие евреев в оборонные вузы можно понять

а то поступает ,скажем Миша или Сема или Саша или Гриша на оборонный факультет
получает допуск...
а потом через года : борется за право выезда...

к Совку у меня много претензий,но эта...хромает господа...