kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Прочитал опрос КМИС и Дем. Инициатив о статусе Донбасса, и решил, что у нас уже есть столько опросов о статусе Донбасса, проведенных на Донбассе, что уже можно делать подборку. Разумеется, тут должно быть немало методологических пояснений, ведь опросы проводились в разных местах и с разными формулировками вопросов и с разными вариантами ответов. Но в принципе речь шла об одном: оставаться в составе Украины или выйти из состава Украины. В ряде случаев респондентов спрашивали о том, какой статус должен быть у Донбасса в составе Украины: такой же, как и сейчас, или с расширенными полномочиями. В случае выхода из состава Украины иногда разделялись варианты независимости и вхождения в состав России. Все это я отразил в таблице. Но даже в случае с вариантами "за Украину" у ИНСПП был несколько особая формулировка, что привело к тому, что за статус-кво там высказалось как бы больше, чем по другим двум опросам.

Самое инетерсное тут: где конкретно проводились опросы. Первые три опроса были проведены еще в первой половине года, когда еще не было разделения на территории, контролируемые украинскими войсками и сепаратистами. Летом и позже уже такое разделение было. Опросы, проведенные только на территории, контролируемой украинскими войсками, у меня помечены соответсвующим образом, но у нас есть и опрос IFES из Донецка, который контролируется сепаратистами.  Судя по языковому, этническому составу и электоральной истории, сепаратисты контролируют самую антиукраинскую и пророссийскую часть Донбасса. Но насколько сильно это влияет на результаты опросов пока до конца не понятно. К тому в Донецке повышенный людей, которых можно отнести к "среднему классу", а они больше поддерживают Украину на Юго-Востоке. Но с другой стороны, они в своей массе из Донбасса и выехали в другие регионы Украины. Вобщем, тут много неизвестных, что недавно обсуждалось здесь.

На мой взгляд, эта таблица дает намек о динамике сепаратистских настроений на Донбассе. Если в феврале -апреле таковых было около 30% населения, то после того, как это уже стало реальностью, этот процент вырос может быть до 40%. Подчеркну, что это лишь намек на динамику: все же недостаточно данных, опросы проведены в разных местах, а опрос IFES в Донецке скорее противоречит этой динамике, и он выбивается и географически.

В паре опросов результаты были отдельно по Донецкой и Луганской областям. Поэтому я примерно вычислял средние значения с учетом разницы в численности населения.

donbass-polls

Источники 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Еще до кучи опрос группы "Рейтинг" по поддержке независимости Украины, проведенный ко дню независимости в июле. На Донбассе число сторонников и противников независимости Украины оказалось равным по 34%. Это все опросы, которые я видел. Если кто-то видел еще опросы, проведенные серьезными организациями с "кредитной историей", дайте знать.

Date: 2014-10-15 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] barouh.livejournal.com
Последнее исследование КМИС - первый опрос, в котором зафиксировано/ получилось явное преобладание идеи независимости Донбасса над идеей присоединения к России. ИМХО, это неприятный результат и для тех, кто грезит "русским миром", и для тех, кто в настроениях Донбасса видит исключительно грезы о российском уровне пенсий. Хотя непонятно, насколько этот результат отражает реальное изменение настроений, а насколько - эффект погрешностей выборки и/или особенностей формулировки

Но еще любопытно сравнение ответов на вопрос о предпочтительном статусе Донбасса и ответов на вопросы о статусе "вашей области" - там было два отдельных вопроса ( Чи хотіли б Ви, щоб Ваша область вийшла зі складу України і створила свою незалежну державу? и Чи хотіли б Ви, щоб Ваша область вийшла зі складу України і приєдналася до іншої держави?), и на оба можно было ответить "да". Так вот получается, что большинство сторонников присоединения к России против независимости Донбасса, и тем более большинство сторонников независимости Донбасса против присоединения к России (в вопросе с единственным выбором 42% или за независимость, или за присоединение к России; в отдельных вопросах "за" только 32% в вопросе об отношении к независимости и 23% в вопросе о присоединении к России)

Date: 2014-10-15 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] barouh.livejournal.com
"Если в феврале -апреле таковых было около 30% населения, то после того, как это уже стало реальностью, этот процент вырос может быть до 40%"

Не согласен с этим выводом. В весенних опросах предлагался только один вариант - или присоединение к России, или отделение от Украины без упоминания о возможности присоединиться к России. Соответственно, те, кто твердо за один из этих вариантов (а таких достаточно много - см. мой предыдущий комментарий), затруднялись ответить или отвечали "нет"

В свежем опросе КМИС в вопросах "вы за или против" поддержка каждого из этих вариантов не выше чем весной - за независимость 32%, за присоединение к России 23% (правда, четко против всего по 40-45%, а не по 50-55%, как раньше)

Date: 2014-10-15 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Просто, как мне кажется, сейчас уже понятно, что Россия Донбасс присоединять не будет, и общественное мнение как бы подстраивается под реальность.
Ведь это известный факт, что чем вероятнее кажется событие, тем выше его поддержка, и люди желают сохранения статуса кво. Что-то вроде "хотелось бы, но кто нам даст", вроде того, как с Шотландией было, когда люди поверили в возможность отсоединения, поддержка сепаратизма начала расти.

Date: 2014-10-15 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
На счет последнего опроса, тут может быть эффект того, что Путин дал однозначно понять, что присоединения Донбасса к России не будет и это вроде бы сейчас стало очевидно для всех. То есть этот вариант из более-менее реального для какой-то части людей на Донбассе превратился в более гипотетический.

На счет второго наблюдения - это хорошо подмечено. Я как то принял считать, что сторонники этих двух идей в подавляющем большинстве одни и те же люди.

Date: 2014-10-15 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, вынужден согласиться с Вашим замечанием.

Date: 2014-10-15 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] barouh.livejournal.com
По опросу IFES уточнение - из методологического введения ясно следует, что термин Donetsk они применяют ко всем face-to-face интервью в Донецкой области. Притом это сумма двух групп опрошенных (соотношение между которыми не указано) - жителей подконтрольных украинским властям территорий и жителей Донецка (в других городах под ДНР опрос не проводился). То есть это не Донецк, а Донецкая область (с нерепрезентативной выборкой)

Date: 2014-10-15 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Тут Вы тооже правы. Посмотрел описание в украинской версии - так и есть, то это это Донецк и контролируемая украинскими войсками территория Донецкой области. Исправил в таблице.

Date: 2014-10-16 01:03 am (UTC)
From: [identity profile] fejanor.livejournal.com
Периодически, в том числе и от нейтральных дончан, слышу "у меня на работе все сотрудники были за днр, может, если люди так хотели без Украины, их надо было отпустить?". А вот не все против Украины.

еще с американцем познакомился, который рассказывал про нарушение демократии по отношению к дончанам - типа Украина должна отпустить "Новороссию". А вот как раз нет

Date: 2014-10-16 04:02 am (UTC)
From: [identity profile] and-novikov.livejournal.com
Не совсем об этом опрос группы "Рейтинг" (сроки проведения исследования: 1-8 октября 2014)
http://www.ratinggroup.com.ua/ru/products/politic/data/entry/14106/

Из него сюда если только можно выдернуть:
Наиболее высокий уровень мобилизации фиксируется во всех регионах, кроме Донбасса и Юга. На территориях Донбасса, которые контролируются украинскими властями, лишь 13% опрошенных однозначно намерены голосовать на парламентских выборах.

Зато, в отличие от сентября, здесь более адекватные цифры поддержки политиков, о чем недавно спорили.

Date: 2014-10-16 07:57 am (UTC)
From: (Anonymous)
надо продать Донбасс Германии, жители (и Донбасса и Украины)всяко будут не против, Россия и США будут в ахуе и ниче сказать не смогут. градус безумия настолько уже высок что это будет смотреться чуть ли не как соломоново решение.

Date: 2014-10-17 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
В этом опросе вообще сложно получилось. Отвечая на вопрос «Чи хотіли б Ви, щоб Ваша область вийшла зі складу України і створила свою незалежну державу?» 32,0% сказали да и 38,6% нет. На вопрос «Чи хотіли б Ви, щоб Ваша область вийшла зі складу України і приєдналася до іншої держави?» да ответили 23,2% и 46,7% нет. По обоим вопроса набралось почти треть затруднившихся с ответом. Зато отвечая на вопрос «Якщо говорити про політичне майбутнє Донецької та Луганської областей, якому варіанту Ви б надали перевагу?» 49,7% предпочли остаться в составе Украины, 42,1% — выйти из Украины, а затруднившихся с ответом оказалось всего 8,2%. Такое впечатление, что первые два вопроса задавали не тем кто отвечал на третий.

Date: 2014-10-17 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Во-1, кто именно будет продавать Донбасс, во-2, не знаю как насчёт жителей Донбасса, но вряд ли большинство жителей Украины согласятся на такой вариант, в-3 и самое главное, в ахуе будут в первую очередь немцы :) Насчёт градуса безумия вы правы, у меня такое впечатление то у большинства украинцев и россиян крыша поехала :(

Date: 2014-10-17 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Неприятным для многих результатом является и то что сепаратистов много даже в той части Донбасса которая контролируется украинскими силовиками. Это уже не спишешь на отсутствие укр. телеканалов или на страх опрошенных перед «сепарами» и оккупантами.

March 2026

S M T W T F S
12 3 4567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 4th, 2026 01:47 pm
Powered by Dreamwidth Studios