kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Я бы хотел вернуться к истории с подписями на сайте Собчак.  Что думают специалисты по статистике? Два объяснения с графиками и статистикой. Одно от штаба Собчак, плюс разбор от [livejournal.com profile] barouh, второе от ее противников, насколько я понимаю, это сторонники Навального. Кстати, само по себе примечательно, что тревогу подняли навальнисты, а не сторонники властей.

Меня можно было убедить и сейчас можно убедить в ту или иную сторону в зависимости от фактов. Вначале я однозначно склонялся к тому, что это не было фальсификацией: не верилось, что кто-то специально сделал вброс именно во время передачи Соловьева, да еще и географически красиво!  Но если передача шла везде в России, то карта прироста прверащается из доказательства отсутствия фальсификации, как минимум в свидетельство в ее пользу, хотя и не стопроцентное - как удачно я недавно делал карты популярности ТВ по данным Google Trends.

Но еще больше у меня вызывает подозрение динамика прироста сторонников. Слишком уж огромный взрыв именно во время передачи и крайне мало после. Должен быть "хвост" не только из-за того, что передача шла в разное время в разных часовых поясах (тут мне приходится верить на слово, поэтому я осторожен), но и потому что в реальности далеко не все подписываются во время передачи. Какой-то процент посмотрел передачу и зашел на сайт потом, или же зашел на сайт во время передачи, но подписался уже позже, через час или на следующий день. Кто-то (а среди подписывающихся на сайте это прежде всего продвинутые в интернете молодые люди) смотрел передачу по интернету в Youtube. Кто-то нашел обсуждение передачи позже и решил ее посмотреть позже (кстати, одним из таких людей был и я сам). То есть существует множество вариантов того, и не таких уж редких, когда люди по итогам передачи должны были подписаться после передачи, а не во время передачи. В сочетании с тем, что динамика от Google Trends смотрится именно так, как я описал, это еще более подозрительно.

Но что меня больше всего поражает, так это то, что обвинение состоит в том, что вброс подписавшишхся был специально сделан под эфир Соловьева! Но это мелочи по сравнению с тем, что кто-то и о географии позаботился и прирост был прежде всего в Европейской части! Мне казалось крайне маловероятным, что кто-то так изящно будет вбрасывать, но я должен признать, что есть и крайне подозрительные моменты, которые нашли сторонники Навального. Если вброс будет доказан, то это будет самый яркий случай относительно "умной" фальсификации. Относительно я тут написал специально, потому что подозрительные моменты есть, но по сравнению с фальсификациями на российских выборах, которые делались настольк топорно, позаботиться и о географии вброса - это, согласитесь, круто. Я поэтому поначалу крайне скептически относился к теории вброса, слишком уж привык к более топорным фальсификациям на российских выборах.

Но я бы все же хотел спросить у тех, кто прочитал аргументы обеих сторон, какой вывод сделали вы?

[Poll #2075532][Poll #2075532]

Date: 2017-12-01 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] viru.livejournal.com
https://www.facebook.com/notes/boris-ovchinnikov/почему-протестная-москва-и-анна-велликок-написали-глупость-про-якобы-накрутки-у-/10155097913482304/

Date: 2017-12-01 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Спасибо, его мнение очень интересно по этому вопросу: в этом он разбирается (я все же больше в выборах разбираюсь, это близко, но не совсем то же самое), и нет сомнений в его интеллектуальной честности.

P.S. Добавил его разбор в пост.
Edited Date: 2017-12-01 03:57 pm (UTC)

Date: 2017-12-01 04:10 pm (UTC)
From: [identity profile] xopyrbb.livejournal.com
В самом вопросе не разбирался, но довольно очевидно, что голосования в сети будут иметь на порядок более тонкий фальсификат

Просто потому, что делать их поручают нескольким высокооплачиваемым специалистам, а для бумажных голосований приходится прибегать к услугам завучей сельских школ и подобных персонажей

Date: 2017-12-01 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, верное замечание. К тому же в тут фальсификация осуществеляется одним человеком или маленькой группой людей, а на выборах это много участков и по идее каждый может писать отсебятину в результатах.

Date: 2017-12-01 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Присоединяюсь к предыдущему оратору - интернет-вбросы могут делаться более профессионально, чем на выборах. Отсутствие хвоста крайне настораживает...

По поводу эфиров - не знаю, как программа Соловьева, но, например, ЧГК выходит в прямом эфире на МСК, МСК-1 и МСК+1, а более восточные регионы вынуждены смотреть передачу по ТВ в записи через неделю, в следующее воскресенье (в итоге многие смотрят по Интернету). Возможно, тут то же самое. Но даже при этом хвост должен быть.

Date: 2017-12-01 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
А не повис ли по завершении эфира сайт, после такого-то наплыва подписчиков? И соответственно новые желающие долго не могли зарегистрироваться и либо махнули рукой, либо рассредоточились на более поздние периоды?

Date: 2017-12-01 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] n0-spam.livejournal.com
По-моему, важный аргумент:

"Если администраторам штаба так нужно было накрутить регистрации, то почему они не могли придумать их накручивать по +10% сверх органического прироста в час каждый час каждого дня?"

И еще, в этом посте и комментариях к нему я не встречал этого факта: в конце передачи Собчак призвала сторонников регистрироваться на ее сайте. Обсуждаемый всплеск пришелся как раз вскоре после ее слов.

Date: 2017-12-01 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, последнее упомняул у себя barouh - это я уже прочитал позже. Вот что значит, я так и не осилил передачу до конца :)

Date: 2017-12-01 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] n0-spam.livejournal.com
Вообще, все подобные исследования напоминают мне видео, которое я уже не могу найти, с сайта опер.ру (в те времена, когда я на него еще наведывался, т.е. до 2014). Там шло разоблачение оппозиции по пикам активности трафика. Основная идея была в том, что последствия обычных новостей в соцсетях (ретвиты, посты в фейсубке и т.д.) имеют определенную форму для частоты упоминаний. И, якобы, есть другие, специально раскачиваемые оппозицией новостные события, которые усиленно репостятся для психологической накрутки общества. Все это докладывалось каким-то медиаэкспертом с вдохновленным лицом.

При этом идея о том, что в природе таки есть разные новости с разным общественным интересом и разной естественной реакцией на них, как-то даже не упоминалась.

Вообще, мне кажется, что большинство аргументов на основе анализа трафика соцсетей (за очевидными исключениями вроде обнаружения ботов) больше говорит об изучении самой природы сетей и человеческого общества вообще, чем о чьем-то злом умысле и тонкой манипуляции.

Хотя, возможно, я через чур наивен.

Date: 2017-12-01 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Я так понимаю, это предподписи, если так можно выразиться? Интересно, в чём смысл тогда вбрасывать?

Date: 2017-12-01 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Это все же как бы сторонники. То есть смысл тут чисто пиарский: чем больше таких сторонников, тем лучше.

Date: 2017-12-02 02:44 am (UTC)
From: [identity profile] vadim-popov1.livejournal.com
Человека, которого хотят поддержать Ксюшадь не назовут. А так её называют сторонники самых разных политических направлений.

Date: 2017-12-02 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Это то понятно, но получилось в итоге как то не очень.
Сильно сомневаюсь, что штаб Собчак будет заморачиваться с прибавками по поясам, но и такой 10к гэп тоже невероятен.
Уверен, что в чем то нахимичили, может, задержади прибавку, чтоб показать ее такое звездное выступление, вывалив все разом.

Date: 2017-12-02 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kingeugen.livejournal.com
Читать Овчинникова не стоит. Во первых он не позволяет свои опусы комментировать. Во вторых при беглом просмотре становится ясно, что его статья не про факты, а про придирки. Мол "вы думаете Алекса верно показывает? Щас!". "Вы думаете такой конверсии не может быть? Щас, может конечно!" Так никто и не спорил, что не может. Может, с вероятностью в 1*10 в -123 степени.

Судя по всему ситуация с Собчак развивалась так: уже после эфира у Малахова (25.10) заметили, что конверсия от телевыступлений слабая. Телевизрители в России пассивны и не ходят по сайтам, чтоб что-то там подписать. В результате к эфиру у Соловьёва подготовили вбросы. Но сперва подождали, может всё же выстрелит. Всё время ждали, пока шли эфиры на разные часовые пояса. Давали шанс телезрителям подписаться. И кое кто правда подписался, небольшой прирост ведь был. Но мало. И вот после эфира решили всё же вбросить. Тысяч 8. по божески. То есть если бы ЕдРосовцы вбрасывали за Путина, вбросили бы 8 миллионов. А тут поглядите, какие мы (команда у Собчак) сравнительно честные, всего-то тысячами обошлись.

Date: 2017-12-02 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] kingeugen.livejournal.com
"Обсуждаемый всплеск пришелся как раз вскоре после ее слов." - не совсем верно. Обсуждаемый всплеск пришёлся как раз вскоре после её слов в московском часовом поясе. На другие часовые пояса он практически не повлиял.

Date: 2017-12-02 02:38 pm (UTC)
From: [identity profile] kingeugen.livejournal.com
так хвоста то нет.

Date: 2017-12-02 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kingeugen.livejournal.com
Нет, здесь эфир прошёл по всем поясам, а в живую выдали на Владивосток.

Date: 2017-12-02 02:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kingeugen.livejournal.com
Читать Овчинникова не стоит. Во первых он не позволяет свои опусы комментировать. Во вторых при беглом просмотре становится ясно, что его статья не про факты, а про придирки. Мол "вы думаете Алекса верно показывает? Щас!". "Вы думаете такой конверсии не может быть? Щас, может конечно!" Так никто и не спорил, что не может. Может, с вероятностью в 1*10 в -123 степени.

Date: 2017-12-02 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] timbes5.livejournal.com
я думаю, если бы тут был 4й вариант ответа вроде "мне всё равно", он тоже набрал бы столько же, сколько и остальные:)

какой-то бред про то, что подписи обязательно должны были идти во время программы. сказано же, что призыв был в самом конце, а даже если не в самом-самом, то люди всё равно дождутся окончания эфира, а потом полезут в интернет. плюс несколько минут разобраться и зарегиться.
полагаю, если программу смотрело хотя бы 1 млн человек, то регистрация 1% от них - не так уж и фантастически выглядит

Date: 2017-12-02 05:46 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Утренний всплеск где тогда. Не все (из желающих подписать) же сразу на сайт полезли. Кто-то и на утро бы оставил. Потом, там пики(пока не говорю вброс) все приходятся буквально на 20 минут.

Date: 2017-12-15 01:00 am (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Недавнее исследование по выборам-18: https://fpp.spb.ru/np-electorate

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 27th, 2026 06:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios