kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Увидел у [livejournal.com profile] vybory_91 карта парламентских выборов в Чехословакии 1946 г. Это были последние более-менее свободные выборы до 1990 г. Узнал две новые для себя вещи. В описании сказано, что Коммунистическая партия Чехословакии участвовала выборах только в Чехии. В Словакии была своя коммунистическая партия, но она была гораздо слабее, так как Словакия больше пострадала от наступления советских войск и там они меньше воспринимались как освободители.  А в Чехии коммунисты получили больше на территориях, где раньше жили преимущественно немцы, так как заселением занималось министерство внутреннихи дел и частично министерство обороны, которые были под контролем Коммунистической партии. Но у меня еще предположение, что может быть менее "укорененные" люди были и в приницпе более левее? В Польше ведь это точно так, да и в Чехии сейчас на выборах тоже это заметно, но гораздо меньше, чем в Польше, но все же Коммунистическая партия несколько больше получает на бывших немецких территориях.

Еще интересно, что голосовать могли только славяне.

Date: 2020-05-27 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-05-27 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Не только Судетенланд/Протекторат, но и Богемия/Моравия хорошо видны.

Date: 2020-05-27 03:41 pm (UTC)
From: [identity profile] vybory-91.livejournal.com
Когда копаешься в интернете и не такое найдёшь.

Date: 2020-05-27 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
что может быть менее "укрорененные" люди

укрорененные - заробитчане, чтоли?

Date: 2020-05-27 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
В список опечатиков :)

Date: 2020-05-27 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Я вообще в этом слово "крор" увидел - индийское обозначение 10 миллионов. Населения Чехии, к слову.

Date: 2020-05-27 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
укрор - укровский террор, когда людей с русской православной челюстью заставляют сказать "паляниця"

Date: 2020-05-27 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи… (Суд. 12:5-6).

Date: 2020-05-28 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
Scheveningen
Every Dutch person knows how to properly pronounce the name of this beautiful beachside town in The Hague, and almost no foreigner does. It is the word that the German occupiers made people say during the Second World War in order to catch foreign agents who had infiltrated the country. Or so the story goes. Whether it’s true or not, it is a fact that only the Dutch are using these tongue twistingly hard ‘s’s’ and ‘g’s’ that are so hard for outsiders to master.

Date: 2020-05-27 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] grezev.livejournal.com
А видел такую карту прошлогодних выборов в Европарламент?

Date: 2020-05-27 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Нет, не видел! Спасибо!

Date: 2020-05-27 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Испания с Португалией шикарны
From: [identity profile] danylo yurachkivskyi (from livejournal.com)
https://kireev.livejournal.com/492565.html?thread=6544405#t6544405 ...
... и еще об этом же https://kireev.livejournal.com/503214.html?thread=6695854#t6695854

Date: 2020-05-27 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
Еще интересно, что голосовать могли только славяне.
Тоесть венгерское меньшинство не могло голосовать, а русинско-украинское могло? Но его тоже не видно...

Date: 2020-05-28 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Русинско-украинское меньшинство и раньше особо заметно не было. Например, в 1935 году Автономный земледельческий союз, участвуя в выборах совместно со Словацкой национальной партией (довоенной), получил всего 45 тыс. голосов и остался без мандатов. К тому же, как я понимаю, большая часть земель, заселённых русинами ещё в 1945 году вошли в состав УССР, что ещё больше ослабило позиции русинов в чехословацкой политике.

Date: 2020-05-28 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
ну все равно остались районьі, где они бьіли большинством, но по картам голосования не видно.

Date: 2020-05-27 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] timbes5.livejournal.com
я так понимаю, на бывших немецких территориях на тот момент было минимум населения? тут любопытны были бы абсолютные цифры

Date: 2020-05-27 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
Предполагаю, что большая часть новопоселенцев в Судетах была моложе среднего значения по стране, а коммунисты были несколько популярнее у молодёжи.

Date: 2020-05-27 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Хорошее объяснение!

Date: 2020-05-27 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
Нашёл статью, там среди факторов называются:
а) среди новопоселенцев-мигрантов действительно было много коммунистов, исключение волынские чехи, имевшие собственный неприятный опыт
б) доминирование среди переселенцев из самой Чехословакии рабочих
в) отсутствие богатых фермеров и землевладельцев
г) отсутствие каких-то традиционных объединений, союзов, равно как и влияния церкви
д) наконец банально пропаганда пограничья как своеобразной крепости новой власти, вот такой плакат, например:


Date: 2020-05-27 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Отлично, спасибо!

Date: 2020-05-27 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
И ещё одна статья, тут такие причины (в целом то же самое):
- совершенно иная социальная структура - население заметно младше, больше мужчин, отличия в уровне образования и профессиях,
- чувство обязанности за полученные дома, землю и имущество, т.к. многие переселенцы до этого были неимущими, оппозиционные партии называли таких переселенцев "золотоискателями" (в чешском используется в переносном негативном смысле).

Date: 2020-05-27 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sleepingtoss.livejournal.com
Действительно, и в русской и в английской википедии написано, что голосовать могли только славяне. При этом я знаю точно, что среди избранных депутатов были как минимум несколько 100% еврейского происхождения. Понятно, что на тот момент евреев осталось немного в Чехословакии, но очевидно они голосовали (трудно представить себе, что голосовать не могли, но могли быть избранными).

Date: 2020-05-27 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
Прямо ничего такого в законе о выборах, конечно, нет https://www.zakonyprolidi.cz/cs/1946-28
Там перечислены группы граждан, лишённые избирательного права (коллаборанты и т.п.)

Но немцы и венгры почти поголовно были лишены гражданства этим декретом https://www.psp.cz/docs/laws/dek/331945.html
Те немногие, у кого оно оставалось, голосовать могли.
Edited Date: 2020-05-27 07:07 pm (UTC)

Date: 2020-05-28 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Зато есть в законе об Учредительном собрании.
Právo voliti do ústavodárného Národního shromáždění mají všichni státní občané Československé republiky české, slovenské nebo jiné slovanské národnosti, bez rozdílu pohlaví, kteří překročili 18. rok svého věku a vyhovují ostatním podmínkám zákona o volbě ústavodárného Národního shromáždění.
В 4-й статье говорилось, что избираться в собрание могут «граждане Чехословацкой республики чешской, словацкой или другой славянской национальности».

Date: 2020-05-28 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
С иными славянскими любопытно, и я даже не про русин - и поляки в Заолзье, и хорваты воспринимались как "пятая колонна", моравских хорватов из их трёх сёл и вовсе рассеяли по Северной Мораве.

Date: 2020-05-27 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] stoli76.livejournal.com
Интересно, сколько в Судетах голосовало свежих переселенцев-болгар?

Date: 2020-05-27 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
Всего чехов и словаков из Болгарии было 5206, но не знаю, все ли успели стать гражданами

Date: 2020-05-28 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
В Словакии была своя коммунистическая партия, но она была гораздо слабее, так как Словакия больше пострадала от наступления советских войск и там они меньше воспринимались как освободители
Имеется в виду ликвидация Первой Словацкой республики и возвращение Словакии в состав Чехословакии, а также отделение большей части Подкарпатской Руси? Кстати, Компартия Словакии выступила примерно так же как и Компартия Чехословакии в Моравско-Силезской земле (30,48% и 34,46%), видимо Моравия и Силезия тоже больше пострадали от наступления советских войск чем Чехия ;) Думаю здесь есть и другие причины.

Date: 2020-05-30 03:41 am (UTC)
From: [identity profile] gilliash.livejournal.com
Да, дело скорее в меньшей доле промышленности и рабочих и повышенном уровне аграрного сектора и в Моравии, и в Словакии, плюс повышенной религиозности обоих регионов сравнительно Богемии (что сохраняется и сейчас). На довоенных выборах они тоже стабильно голосовали за консервативных по меркам довоенной Чехословакии аграриев (плюс словаки за националистов, будущих коллаборантов).
Кроме того, руководство послевоенной Демократической партии, происходя из довоенной аграрной партии, участвовало в Словацком восстании наряду с коммунистами (а вот среди чешских аграриев многие участвовали в режиме протектората и занимали там высокие посты).

Date: 2020-05-28 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] harding1989.livejournal.com
>В Словакии была своя коммунистическая партия, но она была гораздо слабее, так как Словакия больше пострадала от наступления советских войск и там они меньше воспринимались как освободители

Это очень сомнительное утверждение. Именно в Словакии вспыхнуло крупнейшее антинемецкое восстание на территории Чехословакии (собственно, Словацкое национальное восстание). И Пражская весна 68-го была именно пражской, а не братиславской, и возглавил ЧССР после этого этнический словак, и после «бархатной революции» Словакия остаётся куда более пророссийской, чем Чехия.

Date: 2020-06-09 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-lisowski.livejournal.com
Прошлогодний индекс качества жизни в городах, ожидаемо прекрасная корреляция с выборами (современными, конечно, в первую очередь) https://zpravy.aktualne.cz/ekonomika/kvalita-zivota-porovnani-mest-v-cesku-2019/r~b8d2b052ba8511e9b6a9ac1f6b220ee8/

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 26th, 2026 09:51 pm
Powered by Dreamwidth Studios