kireev: (Default)
[personal profile] kireev
В опросе ФОМ и семейных ценностях есть один результат, который мне показался интересным. Должна ли женщина брать фамилию мужа или не обязательно? У первой точки зрения лишь небольшой перевес. Причем, больше всего сторонников того, что женщина должна брать фамилию мужа в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, более социально консервативных. На ДВ уже поменьше выборка. На Северо-Западе и в Центральном ФО больше сторонников второй точки зрения. Интересно, есть ли вообще какие-то статистические данные, которые бы показывали как часто женщины берут или не берут фамилию мужа после брака по субъектам федерации? Мне кажется, это было бы интересно.

Интересно, что по полу разница есть, но не огромная. А по возрасту совсем слабая, что меня удивило. По городам не в ожидаемую сторон выделяются разве что города более 1 миллиона и более, но не Москва.

Date: 2020-12-01 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Общество (https://www.livejournal.com/category/obschestvo?utm_source=frank_comment), Россия (https://www.livejournal.com/category/rossiya?utm_source=frank_comment), Семья (https://www.livejournal.com/category/semya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2020-12-01 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] robustov.livejournal.com
у меня жена не брала.
Разные фамилии можно ловко использовать по ситуации,
разные фамилии здорово путают.
так что это может быть оправдано.

Date: 2020-12-01 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] chaotickgood.livejournal.com
<< Причем, больше сторонников того, что женщина должна брать фамилию мужа в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, более социально консервативных.

В Южном и Приволжском, если вы посмотрите внимательнее. В СКФО 40% считают, что можно не менять, а в ПФО -- 38%. Это явно влияние мусульманских Татарстана и Башкирии.

И ещё, обратите внимание: вопреки всякой логике самый маленький процент считающих, что можно не менять, среди городов "от 1 миллиона". Я уверен, что это тоже за счёт Казани и Уфы.

Date: 2020-12-01 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] chaotickgood.livejournal.com
Понял, что вы имели в виду: вы смотрели на первую точку зрения, а я на вторую )) В ПФО больше "затруднившихся ответить".

Однако, насчёт городов моя мысль остаётся в полной силе.

Date: 2020-12-01 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Добавил "больше всего" вместо "больше" - так понятнее. В Сев. Кавказском и Южном сторонников больше всего, а так перевес у первой точки зрения во всех округах, кроме Центрального и Северо-Западного.

=Я уверен, что это тоже за счёт Казани и Уфы.=

Все же Казань и Уфа - это лишь два города из скольких милионников? Да еще Питер же туда входит. К тому же в Казани и Уфе и доля мусульман ниже.

Date: 2020-12-01 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] chaotickgood.livejournal.com
Миллионников всего 15 сейчас на данный момент. Но какое альтернативное объяснение можно придумать?

Date: 2020-12-01 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Маленькя выборка. Это опрос 1000 респондентов, а миллионников 10% от выборки - то есть всего 100 респондентов.

Date: 2020-12-01 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
И, кстати, незачет ФОМу - шаг округления не должен быть меньше доли одного респондента в любой публикуемой группе. В данном случае наименьшая из групп - ДВФО (5,6% от всей выборки), так что выборка должна составлять хотя бы 1800 человек - чтобы там было 100.

Date: 2020-12-01 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] torquelimach.livejournal.com
Интересно, то, что мое поколение самое консервативное - это эффект когорты или возраста?

Date: 2020-12-02 05:43 am (UTC)
From: [identity profile] olegka35.livejournal.com
А Ваша жена меняла фамилию?

Date: 2020-12-02 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Нет, хотя хотела. Я сказал, мол, хватит, что я с такой фамилией в Америке мучаюсь :)

Date: 2020-12-02 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] olegka35.livejournal.com
Насколько вообще сочетались бы китайское имя и русская фамилия?

Date: 2020-12-02 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Смотря какие. Син Киреева бы, конечно, не очень сочетались. Xin Kireyev или Xin Kireyeva - это вообще кошмар в Америке :)

Date: 2020-12-02 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
А у дочери чья фамилия? Если не секрет ;)

Date: 2020-12-03 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Спасибо, то ли пропустил этот пост, то ли забыл. Поставил закладку, чтобы больше не переспрашивать :)

Date: 2020-12-02 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] chamaimelon.livejournal.com
Интересно было сравнить эти ответы с реальными данными по смене фамилии. Подозреваю, главным фактором окажется возраст (и находящееся в зависимости от него количество документов на добрачную фамилию).

Date: 2020-12-02 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-frid.livejournal.com
1. Самой очевидной разбивки почему-то нет: по уровню образования.
2. Я думаю, что "затрудняюсь ответить" почти полностью имеет смысл приписать к "не должна". Потому что ну какое тут может быть вообще "затрудняюсь ответить", отличающееся от "да пусть люди сами решают"?

Date: 2020-12-02 05:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
По уровню образования тоже сильной разницы нет. И да, тоже несколько удивительно.

Date: 2020-12-02 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] barouh.livejournal.com
в местами публикуемой статистике загсов по количеству "актов гражданского состояния" нет отдельной строчки про перемену фамилии - есть только смена имени (всего раз в 10 меньше, чем количество браков)

так что вероятно такой статистики вообще нет

офф-топ

Date: 2020-12-02 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] 22sobaki.livejournal.com
Александр, а вы статистикой по зараженным коронавирусом не интересуетесь?
Если вот здесь
https://yandex.ru/covid19/stat
выбрать Санкт-Петербург, то можно увидеть, как в ноябре число новых выявленных заражений неуклонно росло, но с 26 ноября вдруг остановилось. Примерно тогда же стали поступать сообщения, что в в больницах города осталось менее 10% свободных коек (https://www.rbc.ru/spb_sz/22/11/2020/5fba20eb9a79478360ea96ec)

Re: офф-топ

Date: 2020-12-02 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, у меня весной была пара постов о фальсификации статистики коронаавируса в ряде субъектов федерации. Но там были даже куда более очевидные случаи, чем этот.

Date: 2020-12-03 07:44 am (UTC)
From: [identity profile] komnatasmerti.livejournal.com
Смена женой фамилии еще и от местных традиций зависит. Н-р в Азербайджане, социально весьма консервативном обществе, женщины очень часто не берут фамилию мужа, даже в семьях крайне патриархального типа (что меня очень удивило; если очень на вскидку, по субъективному ощущению, не меняющих фамилию около 40%, причем безотносительно возроста). Хотя сама система фамилий сформировалась у них только при Российской империи/СССР, и по идее должна была перенять и традиции отношения к смене фамилии. Но по каким-то причинам иное отношение сложилось.

Date: 2020-12-03 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] akarlin.livejournal.com
Посмотрел, те же самые цифры в США (50/50): https://twitter.com/akarlin88/status/1334461589932691456

Вывод: В отсутствии "дискурса" культурных элит по какой-нибудь теме, русские примерно такие же "консервативные"/"либеральные", как американцы.

Date: 2020-12-03 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Хотя чисто визуально, в США женщины чаще не берут фамилию мужа, чем в России. То есть практика от мнения отличается.

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 27th, 2026 06:00 am
Powered by Dreamwidth Studios