kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Подходят к концу 2010-е года, поэтому имеет смысл составить не только рейтинг выборов года, но и выборов десятилетия. В ряде случаев я поставил в десятку выборы, которые не были на первом месте в моих десятках за год, но не поставил те, которые были выше местом, потому что по прошествии времени видна большая историческая важность некоторых выборов, их более серьезные последствия. Мне десятка представляется такой.

А каково ваше мнение?

[Poll #2097899][Poll #2097899]


место страна карта тип выборов Год значение
1 CША Президентские 2016 Выборы, которые будут иметь самое большое историческое значение, справедливо занимают первое место. Тут полный набор: важная страна, интересные праймериз, интересные основные выборы, неожиданный результат, необычный кандидат - Трамп, большие исторические последствия результата, большое внимание к выборам в мире, красивая электоральная география.
2 Украина Президентские 2019

Заслуженное второе место из-за целого ряда факторов, делающих этих выборы крайне интересными: необычный кандидат - шоумен Владимир Зеленский, победа которого еще год назад могла показаться невероятной, а уж тем более с результатом 73%. До последнего сохранялась интрига о том, кто выйдет во второй тур. Дебаты между Зеленским и Порошенко в прямом эфире, да еще и на стадионе. Новые "краски" в электоральной географии и без того интереснейшей с этой точки зрения Украины.

3 Великобритания Референдум о членстве в ЕС 2016 Это безусловно "исторический" референдум, который войдет в учебники истории, который серьезнейшим образом повлиял и повлияет на траекторию развития Великобритании и Европы. И опять же достаточно неожиданный результат, интереснейшая, контрастная электоральная география.
4 Украина Президентские 2010 Недавние президентские выборы 2019 г. не должны затмить интереснейшие выборы, с которых и начались 2010-е.. А ведь тогда страсти были нешуточные и интерес к выборам был очень высоким. То, что Янукович и Тимошенко сразятся во втором туре было понятно, но Янукович вырвал победу во втором туре с менее чем 49% и это определило многие будущие события в стране.
5 Франция Президентские 2017 Совершенно фантастический первый тур: на выход во второй тур претендовали сразу четыре кандидата, имевших почти равный рейтинг около 20%: Макрон, Ле Пен, Фийон и Меланшон. Причем, каждый из них представлял свой совершенно четкий и особый идеологический "угол". Во второй тур в результате вышли Макрон и Ле Пен, и уже в нем Макрон одержал убедительную победу.
6 Россия Парламентские 2011 Присутствие этих выборов в десятке может кого-то удивить, хотя они были у меня "выборами 2011 г.", но они были важны как раз своими фальсификациями, когда действительно на эту тему заговорили многие в стране, стали "мемами" и "146%" и "Гаусc": а если уж что-то стало мемом, то значит, интерес был высокий. Это было началом самого мощного протестного движения в истории путинской России - так что место заслужено.
7 Украина Президентские 2014 Может быть я предвзят со своим высоким интересном к Украине, но мне кажется, что это были действительно интересные и важные выборы. Сейчас это уже стало забываться из-за нового цикла выборов, но тогда после Крыма и Донбасса результат выборов для некоторых был шоком или как минимум неожиданностью: 85% за "оранжевых" и полный крах "бело-голубых" ознаменовал тектонические сдвиги в расстановке голосов на Украине.
8 Великобритания Референдум о
независимости
Шотландии
2014 Если бы результаты референдума были другие, то он бы наверняк вошел в первую тройку в рейтинге. Но все же тот факт, что независимость Шотландии была отвергнута, не должна уж очень сильно принижать его значение: многое было на кону, и результат не был очевиден.
9 Польша Президентские 2015 Не скрою: у меня в "хвост" десятки было немало претендентов, но я сделал выбор в пользу выборов, у которых было больше последствий. Скажем, я выбрал выборы в Польше вместо президентских выборов в России 2012 г. Победа Анджея Дуды, которая за несколько месяцев до выборов, казалось невероятной, ознаменовала собой конец доминирования "Гражданской платформы" и начало явно долгого периода доминирования "ПиС" в польской политике. Ну и шикарные электоральные карты, чего не скажешь о российских выборах.
10 Россия Выборы мэра
Москвы
2013 Единственне не общенациональные выборы, но опять же имеющие достаточно большое значение, так как после них Навальный стал по сути лидером внесистемной оппозиции в России, удивил многих сильным результатом. Ну и опять же эти выборы подарили нам красивые электоральные карты Москвы.

Антивыборы десятилетия: только не выборы, а референдум в Крыму 2014 г. Самые большие исторические последствия, важность, но при этом он был незаконный, впопыхах организованный (всего две недели и это для такого важнейшейго вопроса!), проведен во время оккупации полуострова вооруженными силами другого государства, сфальсифицирована как минимум явка в Крыму (чушь с динамикой явки так и висит на всеобщем обозрении), а в Севастополе еще и "нарисованы" результаты, подробные официальные результаты по участкам так и не опубликованы, по-дурацки составленные вопросы, в которых даже нет вопроса о "статус-кво", непризнанный значительной частью мирового сообщества. Это просто факты, которые никак не зависят от моего личного отношения к этому референдуму.

Электоральная сенсация десятилетия: победа "Народного фронта" на выборах в Верховную Раду Украины 2014 г. Нет, не президентские выборы в США и не референдум о членстве ЕС в Великоритании: там результаты были неожиданными для большинства, но победу Народного фронта вообще никто не ожидал, в том числе и в самом Народном фронте.
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

Date: 2019-12-30 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Политика (https://www.livejournal.com/category/politika).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
From: [identity profile] spectat.livejournal.com
почему не поали в десятку?
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
А почему они должны туда попасть? :)

Date: 2019-12-30 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raycunningham.livejournal.com
Выборы 2011 могли бы претендовать и на антивыборы - измененный фальсификациями итог
Во Франции выборы 2017 еще особенны тем, что во втором туре впервые не было представителей традиционных левых и правых партий
Edited Date: 2019-12-30 04:40 pm (UTC)

Date: 2019-12-30 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, я тоже думал о выборах 2011 г. как и об антивыборах, но крымский референдум все же имеет большее историческое значение.

Date: 2019-12-30 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

По местам все же победителем был БПП а не Народный фронт

Date: 2019-12-30 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/

мне кажется, трамп и брекзит в чем-то более "антивыборы", чем выборы фальсифицированные; когда система не срабатывает сама по себе - это выглядит опаснее, чем когда не работает потому что заведомо сломана

Edited Date: 2019-12-30 06:38 pm (UTC)

Date: 2019-12-30 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
1 место - соображение простое: Трамп при всем очевидном негативе серьезно картину мира не поменял - какие-то отношения обострил, какие-то сгладил, но разворотов и ожидаемого апокалипсиса не случилось. И во внутренней политике нет каких-то очень громких исторических переломов. А Брексит - тот самый перелом, даже если вдруг он в итоге не состоится.
___

Украина-14 и Москва-13 - не тянут на десятку, первые из-за предсказуемости результатов, вторые - ну это же всего лишь Москва, и тем более без сенсации.

Вместо них - Бразилия-18 важна не менее Польши-15, учитывая размер страны. И Крым-14, несмотря на незаконность, рисованность и т.д., включил бы в десятку важнейших электоральных событий - важнейших не очевидным результатом, а самим фактом существования. Чуть ли не важнее Трампа с Брекситом.

Если не Крым, то куда-нибудь в конец десятки идет Великобритания-19 - значимость должна подтвердиться уже в 2020, если Брексит все-таки состоится. Но надо подождать.

В остальном - разница с моей десяткой максимум пара мест в обе стороны.
Edited Date: 2019-12-30 05:59 pm (UTC)

Date: 2019-12-30 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] abba65.livejournal.com
Выборы десятилетия - те, которые имеют (будут иметь) не только сильные, но и долгосрочные последствия.
Трамп и Зеленский при всей их эксцентричности уйдут максимум через 4-5 лет, их преемники смогут многое (если не всё) поменять.
А вот Британия в ЕС в обозримом будущем не вернётся.
Поэтому - брекзит.

Date: 2019-12-30 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Ну да, то событие, которому через 100 лет в учебниках по мировой истории посвятят более одного абзаца.

Date: 2019-12-30 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
На счет первого места. Во-первых, историческое значение тут один фактор, но есть и другие - интересность выборов. Там были праймериз обеих партий, да еще какие! Во-вторых, может быть из России это сложнее увидеть, но Трамп изменил Америку не только на свой срок: последствия будут ощущаться еще десятилетия.

Date: 2019-12-30 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Вот да, и я потому же Брексит отметил.

Date: 2019-12-30 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
На счет Трампа - см. выше.

Date: 2019-12-30 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Сильнее, чем изменили Америку три предыдущих президента?

Date: 2019-12-30 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com
Президентские 2012 года в России самые интересные и показательные лично для меня, хотя тогда я и голосовать то ещё не мог, и ещё долго будут лакмусовой бумажкой для оценки образованности/элитности районов. Странно, что их тут нет, а Госдума 2011 есть.

Из представленного списка наверное выборы мэра Москвы. Очень конкурентные и показательные. На втором месте точно Украина 2019. На третьем либо референдум по поводу ЕС либо президентские во Франции.

Выборы президента США, хоть и имеют большую важность для этой страны и всего Мира, недостаточно интересны ввиду бедного состава списка кандидатов и уже стабильных скучных электоральных карт. Если брать основные выборы.

Date: 2019-12-30 07:21 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, ничего принципиально нового в предыдущих трех президентах не было. Расу Обамы я таковой не считаю, хотя это тоже в некотором роде историческое событие.

Date: 2019-12-30 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/
по-моему, есть серьезные основания полагать, что и брекзит, и трамп - результат протестного голосования, т.е. фактически избиратели высказывались не по поводу собственно вопроса, вынесенного на голосование, а насчет вещей, важных для них но оказавшихся за рамками системного демократического обсуждения/процесса. когда такое происходит в двух "колыбелях демократии" - это может указывать на глубокий системный кризис и не исключено что на вхождение цивилизации в новую эпоху (пост-демократии?). как бы не оказалось, что упомянутые в комментари выше учебники истории будут выглядеть совсем иначе, нежели сейчас представляется ; )

Date: 2019-12-30 07:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/
не сам трамп, но обозначенный избранием трампа вектор может акунуться куда как более и далее, нежели брекзит

Date: 2019-12-30 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

Выборы мэра в 2013?

Date: 2019-12-30 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
=Странно, что их тут нет, а Госдума 2011 есть.=

Выборы 2012 г. уже были "эхом" выборов в Госдуму. Протесты были после выборов в Госдуму. Основные обсуждения фальсификаций- тоже. Несколько более неожиданный результат - тоже.

Date: 2019-12-30 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com
Выборы 2012 года были более чистыми, чем Госдума 2011. А следовательно и более показательными. Но главное это то, что они были и более интересными. Потому что это были президентские выборы и потому что на них появился кандидат (реально достойный, я бы сказал), который составил Путину серьёзную конкуренцию в образованных округах. В него поверили многие. В 2018 году такого кандидата не было и неизвестно, появится ли когда-нибудь ещё в российской истории. Им мог стать Немцов, но его убили. Навального же на выборы не допускают больше.

А протест самый массовый того времени был 6 мая 2012 года на Болотной, за день до инагурации Путина. Уже после президентских выборов.

Date: 2019-12-30 08:14 pm (UTC)
From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com
Разумеется. Другого года в представленном списке и нет. В 2018 году выборы мэра Москвы были вообще неинтересные ввиду высокого рейтинга Собянина и отсутствия кандидата, за которого могла бы проголосовать оппозиционно настроенная интеллигенция.

Date: 2019-12-30 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
=Потому что это были президентские выборы и потому что на них появился кандидат (реально достойный, я бы сказал), который составил Путину серьёзную конкуренцию в образованных округах=

Не буду спорить с достойностью Прохорова, но лично мне, и многим, тогда казалось, что Прохорова просто выбрали в Кремле, чтобы образованному либеральному электорату было за кого голосовать. Реально с Путиным он не конкурировал, президентом становиться не собирался, серьезно политикой после выборов 2012 г. не занимался - уже показательно.

Date: 2019-12-30 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] yaceya.livejournal.com
Не говоря уж о том, что он и уйдя с президентского поста вполне может сохранить большое влияние на базу свих фанатов. В таком случае он вполне сможет продолжать удерживать республиканскую партию в состоянии культа - республиканские политики сегодня из боязни что их на слову Трампа выпраймарят слово поперек не говорят. И если база Трампа будет продолжать его слушать, то это никуда не денется после ухода из офиса. Или кто-то ожидает что Трамп будет соблюдать какие-то сложившиеся традиции по которым президенты сильно меньше лезут в политику после ухода из власти?

Date: 2019-12-30 08:32 pm (UTC)
From: [identity profile] abba65.livejournal.com
Вот с этим (насчёт вектора) могу согласиться.
Но всё-таки последствия разлома между Британией и ЕС, на мой взгляд, несравнимы с влиянием президента США, кем бы он ни был.

Для сравнения: что круче по последствиям - выход Калифорнии из состава США или избрание Путина президентом США?
Page 1 of 5 << [1] [2] [3] [4] [5] >>

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 28th, 2026 04:23 am
Powered by Dreamwidth Studios