kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Подходят к концу 2010-е года, поэтому имеет смысл составить не только рейтинг выборов года, но и выборов десятилетия. В ряде случаев я поставил в десятку выборы, которые не были на первом месте в моих десятках за год, но не поставил те, которые были выше местом, потому что по прошествии времени видна большая историческая важность некоторых выборов, их более серьезные последствия. Мне десятка представляется такой.

А каково ваше мнение?

[Poll #2097899][Poll #2097899]


место страна карта тип выборов Год значение
1 CША Президентские 2016 Выборы, которые будут иметь самое большое историческое значение, справедливо занимают первое место. Тут полный набор: важная страна, интересные праймериз, интересные основные выборы, неожиданный результат, необычный кандидат - Трамп, большие исторические последствия результата, большое внимание к выборам в мире, красивая электоральная география.
2 Украина Президентские 2019

Заслуженное второе место из-за целого ряда факторов, делающих этих выборы крайне интересными: необычный кандидат - шоумен Владимир Зеленский, победа которого еще год назад могла показаться невероятной, а уж тем более с результатом 73%. До последнего сохранялась интрига о том, кто выйдет во второй тур. Дебаты между Зеленским и Порошенко в прямом эфире, да еще и на стадионе. Новые "краски" в электоральной географии и без того интереснейшей с этой точки зрения Украины.

3 Великобритания Референдум о членстве в ЕС 2016 Это безусловно "исторический" референдум, который войдет в учебники истории, который серьезнейшим образом повлиял и повлияет на траекторию развития Великобритании и Европы. И опять же достаточно неожиданный результат, интереснейшая, контрастная электоральная география.
4 Украина Президентские 2010 Недавние президентские выборы 2019 г. не должны затмить интереснейшие выборы, с которых и начались 2010-е.. А ведь тогда страсти были нешуточные и интерес к выборам был очень высоким. То, что Янукович и Тимошенко сразятся во втором туре было понятно, но Янукович вырвал победу во втором туре с менее чем 49% и это определило многие будущие события в стране.
5 Франция Президентские 2017 Совершенно фантастический первый тур: на выход во второй тур претендовали сразу четыре кандидата, имевших почти равный рейтинг около 20%: Макрон, Ле Пен, Фийон и Меланшон. Причем, каждый из них представлял свой совершенно четкий и особый идеологический "угол". Во второй тур в результате вышли Макрон и Ле Пен, и уже в нем Макрон одержал убедительную победу.
6 Россия Парламентские 2011 Присутствие этих выборов в десятке может кого-то удивить, хотя они были у меня "выборами 2011 г.", но они были важны как раз своими фальсификациями, когда действительно на эту тему заговорили многие в стране, стали "мемами" и "146%" и "Гаусc": а если уж что-то стало мемом, то значит, интерес был высокий. Это было началом самого мощного протестного движения в истории путинской России - так что место заслужено.
7 Украина Президентские 2014 Может быть я предвзят со своим высоким интересном к Украине, но мне кажется, что это были действительно интересные и важные выборы. Сейчас это уже стало забываться из-за нового цикла выборов, но тогда после Крыма и Донбасса результат выборов для некоторых был шоком или как минимум неожиданностью: 85% за "оранжевых" и полный крах "бело-голубых" ознаменовал тектонические сдвиги в расстановке голосов на Украине.
8 Великобритания Референдум о
независимости
Шотландии
2014 Если бы результаты референдума были другие, то он бы наверняк вошел в первую тройку в рейтинге. Но все же тот факт, что независимость Шотландии была отвергнута, не должна уж очень сильно принижать его значение: многое было на кону, и результат не был очевиден.
9 Польша Президентские 2015 Не скрою: у меня в "хвост" десятки было немало претендентов, но я сделал выбор в пользу выборов, у которых было больше последствий. Скажем, я выбрал выборы в Польше вместо президентских выборов в России 2012 г. Победа Анджея Дуды, которая за несколько месяцев до выборов, казалось невероятной, ознаменовала собой конец доминирования "Гражданской платформы" и начало явно долгого периода доминирования "ПиС" в польской политике. Ну и шикарные электоральные карты, чего не скажешь о российских выборах.
10 Россия Выборы мэра
Москвы
2013 Единственне не общенациональные выборы, но опять же имеющие достаточно большое значение, так как после них Навальный стал по сути лидером внесистемной оппозиции в России, удивил многих сильным результатом. Ну и опять же эти выборы подарили нам красивые электоральные карты Москвы.

Антивыборы десятилетия: только не выборы, а референдум в Крыму 2014 г. Самые большие исторические последствия, важность, но при этом он был незаконный, впопыхах организованный (всего две недели и это для такого важнейшейго вопроса!), проведен во время оккупации полуострова вооруженными силами другого государства, сфальсифицирована как минимум явка в Крыму (чушь с динамикой явки так и висит на всеобщем обозрении), а в Севастополе еще и "нарисованы" результаты, подробные официальные результаты по участкам так и не опубликованы, по-дурацки составленные вопросы, в которых даже нет вопроса о "статус-кво", непризнанный значительной частью мирового сообщества. Это просто факты, которые никак не зависят от моего личного отношения к этому референдуму.

Электоральная сенсация десятилетия: победа "Народного фронта" на выборах в Верховную Раду Украины 2014 г. Нет, не президентские выборы в США и не референдум о членстве ЕС в Великоритании: там результаты были неожиданными для большинства, но победу Народного фронта вообще никто не ожидал, в том числе и в самом Народном фронте.

Date: 2019-12-30 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Политика (https://www.livejournal.com/category/politika).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2019-12-30 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] raycunningham.livejournal.com
Выборы 2011 могли бы претендовать и на антивыборы - измененный фальсификациями итог
Во Франции выборы 2017 еще особенны тем, что во втором туре впервые не было представителей традиционных левых и правых партий
Edited Date: 2019-12-30 04:40 pm (UTC)

Date: 2019-12-30 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, я тоже думал о выборах 2011 г. как и об антивыборах, но крымский референдум все же имеет большее историческое значение.

Date: 2019-12-30 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

По местам все же победителем был БПП а не Народный фронт

Date: 2019-12-30 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/

мне кажется, трамп и брекзит в чем-то более "антивыборы", чем выборы фальсифицированные; когда система не срабатывает сама по себе - это выглядит опаснее, чем когда не работает потому что заведомо сломана

Edited Date: 2019-12-30 06:38 pm (UTC)

Date: 2019-12-30 05:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
1 место - соображение простое: Трамп при всем очевидном негативе серьезно картину мира не поменял - какие-то отношения обострил, какие-то сгладил, но разворотов и ожидаемого апокалипсиса не случилось. И во внутренней политике нет каких-то очень громких исторических переломов. А Брексит - тот самый перелом, даже если вдруг он в итоге не состоится.
___

Украина-14 и Москва-13 - не тянут на десятку, первые из-за предсказуемости результатов, вторые - ну это же всего лишь Москва, и тем более без сенсации.

Вместо них - Бразилия-18 важна не менее Польши-15, учитывая размер страны. И Крым-14, несмотря на незаконность, рисованность и т.д., включил бы в десятку важнейших электоральных событий - важнейших не очевидным результатом, а самим фактом существования. Чуть ли не важнее Трампа с Брекситом.

Если не Крым, то куда-нибудь в конец десятки идет Великобритания-19 - значимость должна подтвердиться уже в 2020, если Брексит все-таки состоится. Но надо подождать.

В остальном - разница с моей десяткой максимум пара мест в обе стороны.
Edited Date: 2019-12-30 05:59 pm (UTC)

Date: 2019-12-30 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
На счет первого места. Во-первых, историческое значение тут один фактор, но есть и другие - интересность выборов. Там были праймериз обеих партий, да еще какие! Во-вторых, может быть из России это сложнее увидеть, но Трамп изменил Америку не только на свой срок: последствия будут ощущаться еще десятилетия.

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2019-12-30 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-30 07:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abba65.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orthoplex.livejournal.com - Date: 2019-12-31 08:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orthoplex.livejournal.com - Date: 2019-12-31 08:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegka35.livejournal.com - Date: 2019-12-31 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orthoplex.livejournal.com - Date: 2019-12-31 11:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olegka35.livejournal.com - Date: 2020-01-01 07:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orthoplex.livejournal.com - Date: 2020-01-01 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ungregor.livejournal.com - Date: 2019-12-30 10:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] temur25.livejournal.com - Date: 2019-12-30 11:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gooodvins.livejournal.com - Date: 2020-01-01 05:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-30 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] olegka35.livejournal.com
А я все таки считаю наоборот, причем по ровно тем же самым причинам.
Прошло уже столько лет, а Брэкзит до сих пор не состоялся. И не факт, что состоится. А если состоится, то явно в урезанном нестрашном варианте.
В то время как Трамп очень даже реален. Самый необычный президент США за (специалисты подскажут) какое время.

Date: 2019-12-30 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] abba65.livejournal.com
Выборы десятилетия - те, которые имеют (будут иметь) не только сильные, но и долгосрочные последствия.
Трамп и Зеленский при всей их эксцентричности уйдут максимум через 4-5 лет, их преемники смогут многое (если не всё) поменять.
А вот Британия в ЕС в обозримом будущем не вернётся.
Поэтому - брекзит.

Date: 2019-12-30 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Ну да, то событие, которому через 100 лет в учебниках по мировой истории посвятят более одного абзаца.

Date: 2019-12-30 06:49 pm (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Вот да, и я потому же Брексит отметил.

Date: 2019-12-30 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
На счет Трампа - см. выше.

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/ - Date: 2019-12-30 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] danylo yurachkivskyi - Date: 2019-12-31 03:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/ - Date: 2019-12-30 07:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yaceya.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abba65.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/ - Date: 2019-12-30 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] abba65.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_shadow__/ - Date: 2019-12-30 08:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-30 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com
Президентские 2012 года в России самые интересные и показательные лично для меня, хотя тогда я и голосовать то ещё не мог, и ещё долго будут лакмусовой бумажкой для оценки образованности/элитности районов. Странно, что их тут нет, а Госдума 2011 есть.

Из представленного списка наверное выборы мэра Москвы. Очень конкурентные и показательные. На втором месте точно Украина 2019. На третьем либо референдум по поводу ЕС либо президентские во Франции.

Выборы президента США, хоть и имеют большую важность для этой страны и всего Мира, недостаточно интересны ввиду бедного состава списка кандидатов и уже стабильных скучных электоральных карт. Если брать основные выборы.

Date: 2019-12-30 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

Выборы мэра в 2013?

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-30 07:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-30 09:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbis-s.livejournal.com - Date: 2020-01-01 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] temur25.livejournal.com - Date: 2019-12-30 08:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-30 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] temur25.livejournal.com - Date: 2019-12-30 10:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-30 10:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] temur25.livejournal.com - Date: 2019-12-30 11:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-30 11:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] danylo yurachkivskyi - Date: 2019-12-31 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-31 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] temur25.livejournal.com - Date: 2019-12-31 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] robert1995x.livejournal.com - Date: 2019-12-31 03:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2019-12-30 09:34 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Выборы в Думу 2011 года за счёт фальсификаций не стали примером «опрокидывающих выборов». Поэтому им тоже место в антирейтинге года.

Date: 2019-12-30 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
Печально, но проголосовал за У-2010.
Украина до сих пор живет в их мрачной тени. Последствия той ошибки на поколения.

Date: 2019-12-30 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com
ошибкой было не избрание Януковича а майданные события. И вообще русофобия украинской элиты. Надо было сближаться с Россией и шантажировать этим Запад, а не наоборот.

Date: 2019-12-31 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] gilliash.livejournal.com
Я, в отличие от комментаторов выше, думаю, что первое место всё-таки выборы-2016 в США. И проголосовал за них. Ведь дело даже не в том, что победа Трампа была неожиданной, но и в том, что существенно изменилась электоральная география страны, и это может иметь при двухпартийной системе долгосрочные последствия.
Конечно, к Украине-2019 факторы неожиданной победы и смены географии тоже относятся, но едва ли серьёзное изменение политической ситуации на Украине окажет столь же большое влияние на политику во всём мире.
Впрочем, пока сложно судить. Возможно, история с "брекзитом" (на что намекают уже выборы-2019) перевернёт британскую политику ещё сильнее, и окажется, что именно это было самым важным.

Крым, безусловно, "антивыборы" безотносительно личного отношения к самому факту смены его государственной принадлежности. Организовать всё настолько демонстративно топорно и фальшиво, притом, что объективно на гипотетическом честном референдуме большинство населения, вероятно, проголосовало бы за Россию - это прямо символ нынешней российской политики и, кроме того, заведомая дискредитация самого "исторического события".

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 02:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] danylo yurachkivskyi - Date: 2019-12-31 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mischko.livejournal.com - Date: 2019-12-31 04:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 04:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2019-12-31 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2019-12-31 03:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2019-12-31 04:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2019-12-31 04:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2020-01-01 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] irbis-s.livejournal.com
С выборами десятилетия я бы согласился - 2016, президентские выборы в США.

А вот на антивыборы вполне могут претендовать президентские выборы на Украине в 2014, которые, в условиях террора против несогласных и разгорающейся гражданской войны, оформили легитимность неонацистского переворота при полном одобрении т.н. "мирового сообщества".

_Такого_ не было очень давно. Особенно в Европе. Если при жизни СССР и наблюдалось, что США поддерживают фашистские режимы и перевороты, когда они направлены против левых, то это было давно и далеко. Оказалось - продолжается, причем сейчас и близко.

И последствия этого могут быть длительные и серьезные - как минимум, мы уже наблюдаем одно из последствий, а именно начало новой "холодной войны" между РФ и США. Не шутки.


P.S. Я бы тоже в десятку добавил Бразилию. Это куда существеннее, чем, например, региональные выборы в Москве с ожидаемым результатом.
Edited Date: 2020-01-01 11:02 am (UTC)

Date: 2020-01-01 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] abba65.livejournal.com
Главный критерий номинации на выборы/антивыборы десятилетия: большие исторические последствия.

Президентские выборы Украина-2014 таковых не имели: Крым уже был аннексирован, на Донбассе разгорались боевые действия.
Выборы оформили легитимность переворота? Ну, в каком-то смысле, да, поставили точку. Но и без них новую власть в Киеве признали все заинтересованные государства, включая РФ.

Начало новой "холодной войны" между РФ и США связано с действиями РФ и США. Выборы в Украине сами по себе никак на это не повлияли.

То, что США во всем мире, как правило, поддерживают то, что они называют демократией (а вы неонацизмом) - тоже не новость.

Date: 2020-01-02 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] timbes5.livejournal.com
самые важные в целом - сша, конечно, а по влиянию на свою жизнь - (при всей их скучности) украина 2014

Date: 2020-01-02 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] vybory-91.livejournal.com
Сделал карту явки и победителей на выборах Президента Алжира 2019. Результаты сохраняются только сразу после выборов. потом их будет не найти. Поэтому нужно сохранить результаты. https://vybory-91.livejournal.com/2310579.html https://vybory-91.livejournal.com/2310871.html

Date: 2020-01-02 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ltz.livejournal.com
Проголосовал бы за 2 первых пункта одновременно, но к сожалению такой возможности нет. На мой взгляд, они важны именно вместе, так как показывают появление новой "сокрушительной" тактики.

Последние 100 лет избирательные программы становились всё более медийными, так что утвердилось мнение, что главное - деньги и технологии раскрутки, и это даже важнее, чем политические программы. Но все же- и последние американские президенты, и Гитлер с Муссолини и прочие популисты были профессиональными политиками, талантливо использующими медийные технологии.

Сейчас же ситуация изменилось - оказалось , что можно притащить уже раскрученного шоумена и с ним практически невозможно бороться. Он сразу молчает 10-20% от аддикитвных телезрителей , становится несистемным лидером и вокруг него объединяются все недовольные, которых всегда больше - большинство системных политиков не любит и им не доверяет. Избирательные компании в прежнем смысле бессмысленны - и Зеленский традиционную компанию вообще не вел.

Вообщем , похоже избирательную демократию хакнули и процесс в прежнем виде становится абсурдным - даже простая жеребьёвка сработает лучше.

Date: 2020-01-02 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] abba65.livejournal.com
Согласен с утверждениями "избирательные компании в прежнем смысле бессмысленны" (ну да, прогресс не стоит на месте) и "простая жеребьёвка сработает лучше" (ну да, любой может работать президентом, ничего сложного).
Но как из первого вытекает второе?

Если кто-то научился играть (и выигрывать!) так, как раньше никому не приходило в голову - это не значит, что игра потеряла смысл, и её можно заменить бросанием монетки.

(no subject)

From: [identity profile] ltz.livejournal.com - Date: 2020-01-02 06:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbis-s.livejournal.com - Date: 2020-01-05 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ltz.livejournal.com - Date: 2020-01-06 09:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irbis-s.livejournal.com - Date: 2020-01-06 10:42 am (UTC) - Expand

Date: 2020-01-03 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] dyaydyasasha.livejournal.com
Выборы в Италии 2018

Date: 2020-01-04 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] vybory-91.livejournal.com
В Финляндии рейтинг партии истинных финнов опережает конкурентов, как минимум на 5%. https://en.wikipedia.org/wiki/Opinion_polling_for_the_next_Finnish_parliamentary_election

Date: 2020-01-05 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] elloween deeowen (from livejournal.com)
По влиянию на историю: Брексит, выборы Трампа, выборы президента Бразилии в 2016-м, выборы на Украине в 2019.

Антивыборы: соглашусь с Вами, плюс думские выборы 2011 года.

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 28th, 2026 02:00 am
Powered by Dreamwidth Studios