kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Вынесу из комментов.

Danylo Yurachkivskyi сделал такой набор карт по данным ridni.org/forenames

Date: 2021-01-28 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-01-28 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Причем на части видна именно Австро-Венгрия, на части - область преобладания греко-католиков, т.е. Галичина без Верховины и Косова, а на части видны и Кресы (граница польской и советской Волыни).

Date: 2021-01-28 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

Кресы очень растяжимое понятие, и не надо их смешивать с границей 1921-1939 годов.

Date: 2021-01-28 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Ну ладно, применительно к Украине Кресы в 99% упоминаний означают ровно пять областей, бывших в межвоенной Польше.
___

И что-то подсказывает, что белорусский разлом на картах имен был бы не менее заметным.
Edited Date: 2021-01-28 07:45 pm (UTC)

Date: 2021-01-28 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

Нет, в Белоруссии нет такого контраста между Востоком и Западом. Скорее там католический пояс вдоль литовской границы выделяться будет. Польские имена только там распространены.

Date: 2021-01-28 08:00 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com

Так это не имена а фамилии и граница тут не по границе 1921-1939 идёт

Date: 2021-01-28 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Так на фамилии политическая обстановка и меньше влияет. Без конкретных данных, впрочем, до правды не докопаться...

Date: 2021-01-28 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
> ...греко-католиков...
+1. Тут местами именно конфессиональная разница.

@kireev:
* скорее граница Совка. Граница языка все же восточнее и сильно размыта
* без Гали и Кати не считается
* вангую, что мужские имена "Ростислав" и "Марьян" дадут такое же темное пятно в Галичине, а... ну, например, Геннадий и Борис светлое пятно там же

Date: 2021-01-28 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] pollotenchegg.livejournal.com
Там еще интересно что по возрастным группам очень большая разница. Например именна типа Нина-Валентина-Алла-Тамара это имена которые были очень распространены в середине прошлого века, при этом исключительно на "подроссийской" части. С тех пор их популярность сильно упала и среди рожденных в 80-90 уже врядли будет такая красивая картинка, так как их везде будет очень мало.

С "австровенгерскими" именами тоже возрастная разница, в середине века они были еще сильнее локализованы на западе, среди рожденных в конце века границы уже не так выражены.

С некоторыми западными именами (например Оксана) еще интересно что это имя стало очень популярными на западе именно в советское время, в 60-70е годы. Среди рожденных до войны очень мало растространено.

Date: 2021-01-28 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Случаи типа Новик vs Новиков чаще всего связаны с тем, как фамилию, в свое время, записали.
Еще на примере разного рода казацких реестров и случайных записей заметно, как появлялись фамилии с притяжательными суффиксами -ов, -ев и -ин. (сорри, если что, я грамматическую терминологию на русском не очень, мож, оно у вас чуть по другому называется, но суть та) на месте фамили с теми же основами, но без таковых суффиксов или с их украинскими аналогами типа -ів.

Date: 2021-01-28 09:45 pm (UTC)
fizzik: (Default)
From: [personal profile] fizzik
А про Алин карты нет?
Было бы любопытно, потому что наблюдается аномалия.

Date: 2021-01-28 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Так зовут мою новорожденную дочку, так что тут у меня тоже интерес особый. Но это действительно была аномалия, все же она не так сильно распространена.


Edited Date: 2021-01-28 10:03 pm (UTC)

Date: 2021-01-28 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Вот бы электоральные характеристики по именам и фамилиям посчитать!

Date: 2021-01-28 10:13 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, ведь в США что-то подобное было и я даже как-то постил это.

Date: 2021-01-29 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] pollotenchegg.livejournal.com
Самый западная комбинация будет что-то вроде Орест Стефанишин/Романишин, восточная Александр Калашников/Евсюков )

Имена приблизительные, особенно восточное так как там нету ярко выраженных локальных имен. А фамилии это 4 самые западные и восточные по центру масс, из относительно распространенных крупных.

Date: 2021-01-29 12:27 am (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Самая западная - Зорян Шкиряк :-)

Date: 2021-01-29 02:04 am (UTC)
From: [identity profile] svensk-vanja.livejournal.com
"Случаи типа Новик vs Новиков чаще всего связаны с тем, как фамилию, в свое время, записали."

На каком языке разговаривал писарь.

Интересно было бы глянуть на карту распространения фамилий с суффиксом онок(-ёнок). Подозреваю что это бассейн реки Березина

Date: 2021-01-29 05:37 am (UTC)
From: [identity profile] gena-t.livejournal.com
Вроде бы Новиков — это сын (или потомок) Новика. То есть в России видимо фамилии обычно записывали по прозвищу отца, а на Украине чаще по личному прозвищу.

А — ив — это наверное то же самое что и — ов. Как знаменитые кот и кит.

Date: 2021-01-29 06:47 am (UTC)
ext_1596743: (beer)
From: [identity profile] ez98.livejournal.com
восточная Насруддин Хуландоев

Date: 2021-01-29 07:49 am (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
видно Новоселицкий район:

молдовани — 57,5 %

Date: 2021-01-29 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
Россия, Австро-Венгрия...

А ведь в Украине есть почти целый район, который не входил длительное время ни в одну из обозначеных империй. И его отлично видно по таким именам: Віоріка, Віолета, Ауріка, Траян, Сорін

Date: 2021-01-29 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Практически всегда сын, а не другой потомок. И в украинском тоже. И притяжательное "Новиків" , "Новичук" (на самом деле, таких фамилий не зафиксировано, но могли бы быть) и "Новиченко" (а вот это есть. И уменьшительное Новичок (!) может быть отсюда. И даже Новик с большой вероятностью может быть по отцу. Т.е., как раз у казаков это могло быть личное прозвище, но личных прозвищ относительно мало. Зато, по крайней мере, в западных регионах Украины, часто наблюдалось редуцирование, когда в селе десяток фамилий "Ковалів" или "Ковальчук", а через пару поколений на месте части из них появляется "Коваль".

Но когда я упомянул "как записывали", это я не о том, как фамилию записывали впервые, а как ее записывали последний раз полуграмотные писари с имперским шаблоном в голове. Уже в советское время многих переписали таким образом, что, казалось бы, устоявшиеся фамилии без "ов" были изменены на русский лад.

Date: 2021-01-29 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
На каком языке разговаривал плюс, насколько был привычен к определенному типу фамилий, я тут ниже товарищу ответил более развернуто.

Не знаю, насколько фамилии на "онок/енок" распостранены в Беларуси и России, а как оно в Украине, можно посмотреть на замечательном сайте ridni.org. Я только что нашел примеры фамилий Михайльонок, Васильонок, и Козльонок,

Date: 2021-01-29 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Подністровська Буковина?
Ну штів романешти!
Edited Date: 2021-01-29 09:00 am (UTC)

Date: 2021-01-29 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] mischko.livejournal.com
Подністровська Буковина - це що? Північна Бессарабія? Так вона була в складі Російської Імперії.

Date: 2021-01-29 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] romanshapoval.livejournal.com
https://www.instagram.com/p/B-9PzJygDLM/?igshid=p2erhlswvrcw

Date: 2021-01-29 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] romanshapoval.livejournal.com
https://www.instagram.com/p/B_Fjv6dA9X7/?igshid=1j7n1wsj13yt8

Date: 2021-01-29 04:12 pm (UTC)

Date: 2021-01-29 04:21 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Шикарно!

Date: 2021-01-29 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] u-o-i.livejournal.com
когда-то так игрался с мужскими -
https://u-o-i.livejournal.com/93929.html
https://u-o-i.livejournal.com/94026.html

Date: 2021-01-29 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
(а) Входила. Я недопрочитав учора вночі, зрозумів, що то лише про Австро-Угорщину, а тут якраз отакий шматок Буковини, де Траянів і Віорік вистачає, а австріяків не було ... Про Герцу я щось і забув, ганьба мені.
(б) Північна Бесарабія, таке враження, і досі в складі Російської імперії: Кіцманщина у нас пухлина ОПЗЖ на фоні теж гнилуваної, але не настільки вже кінченої решти рівнинної Буковини.

Date: 2021-01-29 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Shame on me.
Мульцумеск! :)

Date: 2021-01-29 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] u-o-i.livejournal.com
але Кіцманщина це якраз Буковина, Північна Бессарабія від Хотинщини і далі на схід.

Date: 2021-01-29 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] svensk-vanja.livejournal.com
Спасибо, интересный сайт.
Носители подобных фамилий в Украине - скорее всего, потомки переселенцев из Беларуси.
Мне это интересно поскольку у меня тоже такого рода фамилия, и все её носители, где бы они ни жили - мои родственники в каком-то небольшом колене

Date: 2021-01-29 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] danylo yurachkivskyi (from livejournal.com)
Imageмне следовало вместо Жанны включить Раису (на картинке справа)

Date: 2021-01-29 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] svensk-vanja.livejournal.com
Мою фамилию и сейчас постоянно коверкают "имперские писари", даже казалось бы вполне грамотные. Норовят записать на русский лад, с буквами "о" (в белорусском нет безударных "о", они все превращаются в "а").

Date: 2021-01-29 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Кельменці, Кельменці, а не Кіцмань. Кіцмань то вже, вважай, Покуття, а мені не слід писати коменти лівою рукою під час робочих засідань.

Date: 2021-01-29 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Вище слово "Кіцманщина" читати "Кельменеччина"

Date: 2021-01-29 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Скорее всего. Только что проконсультировался с одним из ведущих специалистов по антропонимике в Украине, мне подтвердили. Заодно посмотрели источник по антропонимике Беларуси: фамилий на -онок у вас 1.7%. Мало, но не бесконечно мало.

Но почему родственники? Принцип-то общий: если у вас фамилия, допустим, Михайленак или Москаленак, то это лишь значит, что в момент записи фамилии, когда там оно происходило в ваших краях, записывали человека, отца которого звали Михаийлом или тот отец отслужил в царской армии. Если только там у вас в основании вместо Михайла или москаля только не что-то совсем уникальн- редкостное, то считать всех людей с аналогичной фамилией именно родственниками -- по меньшей мере, претенциозно.

Извините, еслишо :)

Date: 2021-01-30 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] svensk-vanja.livejournal.com
У меня фамилия не от имени образована, она очень необычная.
Родственники - потому что я знаю большинство тех, кого можно найти забив эту фамилию в гугль или яндекс. Даже если две буквы в фамилии заменить на русский манер - всё равно знаю.

Date: 2021-01-31 01:46 am (UTC)
From: [identity profile] malyj-gorgan.livejournal.com
Ну, если необычная, тогда да, возможно.

Date: 2021-01-31 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
На ridni.org действительно сказано, что «носіїв указаного прізвища в Україні не зафіксовано».. А вот в России и, чаше, в Белоруссии люди с такой фамилией есть

Date: 2021-04-06 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Фамилию Новиков часто давали крещёным евреям. У двоюродной сестры муж как раз потомок такого выкреста из кантонистов.

January 2026

S M T W T F S
    123
45 67 8910
1112 1314151617
1819202122 2324
25262728293031

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 29th, 2026 01:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios