kireev: (Default)
[personal profile] kireev
Представляю плоды свой достаточно титанической работы, которую я проделал по итогам переписи 2010 г. На эти карты меня вдохновил пост [livejournal.com profile] sevabashirov, в котором он сделал карту стран-лидеров среди населения, родившегося за рубежом по субъектам федерации. А я такую же карту сделал по районам и с оттенками! И еще отдельно для двух доминирующих стран: Украина vs Казахстан. Мне вторая понравилась даже чуть больше, потому что первая уж очень пестрая: сразу 13 цветов, ща еще с оттенками! Но такая "пестрая" и есть Россия и в этом ее прелесть. Но оттенки тут помогают и в первом случае: перевес одной страны может значит совсем разные вещи, так как очень разное число родившихся за пределами РФ по районам: это могут быть и единицы, а могут быть и тысячи. То есть оттенки показывают не только лидера, но и насколько много там выходцев из этой страны.

Думаю, всем будет интересно и какой процент от родившихся за пределами РФ приходится на отдельные страны:

Украина 26,4%
Казахстан 22,2%
Узбекистан 9,9%
Беларусь 6,7%
Азербайджан 6,6%
Киргизия 5,1%
Грузия 4,9%
Армения 4,6%
Таджикистан 4,0%
Молдова 2,5%
Туркмения 1,6%

Страны Прибалтики каждая по отдельности менее 1%, что меня даже удивило (и в сумме менее 2%). Эстония на последнем месте из всех стран бывшего СССР и это при такой большой русской общине: явно мало кто уехал по сравнению с массовым оттоком из Средней Азии. Я бы не подумал, что в Киргизии родились в 8 раз больше людей, чем в Эстонии. Все страны дального зарубежья в сумме 3,5%.

Это один из тех постов, который по идее мог бы и на целую диссертацию тянуть, так что все тут не опишешь и не перечислишь, но любителям этой темы тут просто огромное поле для изучения. Так что делитесь самым интересным в комментах. А я некоторыми своими наблюдениями поделюсь
Да, я знаю, что на первой карте некоторые цвета похожи. Признаться, когда я делал карту, я не ожидал, что будет столько цветов. Я не думал, что будут районы, где лидером будет Литва и вероятно Туркменистан, а возможно и Таджикистан. Но оказалось, что и такие есть! Откуда там пара десятков переселившихся из Литвы в двух районах Дагестана?

Очень красив оказался Узбекистан. Правда, из него и самый пестрый поток. Это и сами узбеки, и русские и татары и представители других народов. Но красиво закрасились именно татары. Судя по тому, как уменьшилось их количество в Узбекистане по сравнению с переписью 1989 г., то в Россию въезали сотни тысяч татар из Узбекистана и приличная их часть в Татарстан и в татарские районы Башкирии. Поэтому Башкирия очень красиво разделилась на восточную и западную часть, за исключением Давлекановского района, где татар относительно мало. В Центральной России же узбекские районы встречаются появляются без какой-либо системы.

Я думал, в Сочи будет больше армян, но оказалось, что значительно больше выходцев из Грузии - преимущественно абхазы. Правда, армяне там и из Азербайджана. Скажем, в Мясниковском р-не Ростовской области армяне почти поровну разбиты между теми, кто родился в Армении, и теми, кто родился в Азербайджане (из тех, кто родился не в России).

В Карелии, за исключением Костомукши, которая росла относительно недавно, доминируют белорусы, которые туда активно переселялись в послевоенные годы из разрушенной войной Белоруссии. А так выходцы из Белоруссии лишь образовывают красивую полоску по ее границы от Псковской области через Смоленскую и в Брянскую. Но больше в Смоленской. Даже в самом Смоленске они на первом месте. Я когда жил в Смоленске не раз встречал тех, кто родился в Белоруссии.

Карта Украина vs Казахстан мне очень понравилась, особенно переход цветом от юга Зап. Сибри к Северу, на Юге России переход от восточных районов в Волгоградской области к западным. Даже в пределах Калмыкии это видно. На Северо-Западе у украинцев сильно прибавляется пропорция к северу от СпБ, то есть в места, которые заселялись больше в советское время, но куда мало кто ехал в послесоветское. Перевес украинцев по этой же причине чаще несколько больше в городах: города быстро росли в советское время и туда приезжали из разных мест страны, особенно из большой Украины.А основной поток из Казахстана пришелся уже на постсоветское время - возвращающиеся русские. Но одно из исключений: много выходцев из Казахстана по западной части БАМа. С целины что ли люди туда возвращались? Я бы подумал, что и там больше украинцев, но нет. Очень большой перевес у украинцев и по городам, которые возникли в советское время, особенно военным, ЗАТО, наукоградах и т.д. Скажем, Снежинск и Озерск видны в зеленой Челябинской области, Звёздный в Пермском крае и т.д.



Карты кликабельны.


Date: 2018-11-15 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] gooodvins.livejournal.com
Здорово-здорово. Странно, что до этого за столько лет никто не додумался.
Первая карта, конечно, заслуживает подробных комментариев и разбора

Date: 2018-11-15 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Мне больше всего странно, что ни до первой, ни до второй карты я сам за все это время не додумался :)
Edited Date: 2018-11-15 07:24 pm (UTC)

Date: 2018-11-15 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Тоже подумал, когда пришло в голову вскрыть эту тему - да, тут на огромную монографию тянет, так что ограничился малым, дал пас тому, кто уже напрактиковался в порайонных картах.

Date: 2018-11-15 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, подозреваю, что мне эту карту легче делать, чем почти всем: я до этого знал, как географ, где находятся многие районы и тем более города, а после того, как сделал столько карт по районам, новые идут уже быстрее :) Так что для новичка этот титанический труд мог бы стать еще более титаническим. Плюс, я уже наловчился работать с таблицами на сайте переписи.
Edited Date: 2018-11-15 07:31 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2018-11-15 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2018-11-15 07:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2018-11-15 07:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2018-11-15 07:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-15 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Теперь в замешательстве со своей десяткой карт года... Хотя примерно представляю, как можно разрулить :-)

Date: 2018-11-15 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
А я ведь еще не закончил :) Но оставшаяся карта (на данный момент) - рожденные в том же субъекте федерации, где сейчас проживают, ИМХО заметнее менее интересная, чем эти и процент, рожденных за рубежом и даже процент ранних родов первого ребенка.
Edited Date: 2018-11-15 07:42 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2018-11-15 07:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2018-11-15 07:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com - Date: 2018-11-15 08:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 02:23 am (UTC) - Expand

Date: 2018-11-15 07:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vasin666.livejournal.com
А чего Вы так по поводу Эстонии удивились? Из Эстонии в РФ переехало приблизительно двести тысяч человек, но это в подавляющей массе и были уроженцы РСФСР. Те кто уже в Эстонии родились в РФ переселялись менее охотно, предпочитая в случае желания сменить обстановку — западный вектор переселения, как и этнические эстонцы.
Кстати крайне маловероятно что в Печорский район Псковской области из Эстонии массово переселялись в девяностые и нулевые годы. Там скорее всего "уроженцами Эстонии" считают просто местное население, ибо район до 1944 года находился в составе Эстонии как Петсереский уезд. Все потомки того населения имеют право на эстонское гражданство по-рождению, в отличии от большинства русских например в Таллине или Нарве.
Консульский отдел в Пскове выдал эстонские паспорта нескольким тысячам жителей Печорского района. По сему к карте есть вопросы.

Date: 2018-11-15 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] gooodvins.livejournal.com
На переписи-2010 в графе место рождения указывался либо субъект РФ, либо иная республика ССР. То бишь Эстонская ССР и Эстония там как тождественные понятия считались.

В Печорском районе скорее всего достаточно ещё бабушек (было на 2010 год), которые родились при Эстонии. Понаехавших из других республик в этом районе явно негусто.
Edited Date: 2018-11-15 08:25 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-15 08:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kireev.livejournal.com - Date: 2018-11-15 08:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mischko.livejournal.com - Date: 2019-01-15 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gooodvins.livejournal.com - Date: 2018-11-16 04:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 10:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 02:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 05:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 07:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-17 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-17 03:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 02:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-18 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 11:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-19 08:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-20 02:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-21 03:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 02:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 03:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-16 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] greenfinch3.livejournal.com
>> Из Эстонии в РФ переехало приблизительно двести тысяч человек

Не прокомментирует. ;^)

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 02:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 05:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-16 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 02:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-18 08:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-19 08:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-22 04:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasin666.livejournal.com - Date: 2018-11-22 05:43 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-18 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
Плюсую. Печоры и Пыталово - это за счёт стариков, с местами рождения Eesti Vabariig / Latvijas Respublika соответственно.

Ивангород - не совсем так, многие оттуда в 60-е - 80-е ездили рожать в Нарву, где с медициной было лучше. Поэтому и доля родившихся в Эстонии очень большая. Да и по сути это один город, разделённый пограничной рекой.

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-21 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mischko.livejournal.com - Date: 2019-01-15 01:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-16 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
Отлично! "Азербайджанцы" в Ставрополе - это армяне, в основном?

Date: 2018-11-16 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Судя по переписи населения того же 2010 года, то да. Армяне — 17 821, азербайджанцы — 1 570 человек. Это в Ставрополе, но и по краю разница почти 10-кратная в пользу армян (161 324 против 17 800).

Date: 2018-11-16 06:34 am (UTC)
From: [identity profile] greenfinch3.livejournal.com
>> Я бы не подумал, что в Киргизии родились в 8 раз больше людей, чем в Эстонии.

Во-первых, Бишкек - город двух революций (или трех? Я уже не помню), а во-вторых,- все ли они из "русской общины"?

Date: 2018-11-18 02:18 am (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com
Советский Фрунзе был по большей части русским городом.

Вообще в Киргизии доля русских раньше была очень существенной, чуть меньше чем в Казахстане (хотя в абсолютных числах в Узбекистане русских было больше). Потом демографический взрыв среди среднеазиатов и низкая рождаемость плюс отъезд славян сделали свое дело. Этот процесс начался задолго до распада СССР, где-то в 60-е годы.
Edited Date: 2018-11-18 02:24 am (UTC)

Date: 2018-11-16 07:56 am (UTC)
From: [identity profile] komnatasmerti.livejournal.com
С Литвой ситуация аналогичная описанной выше с Эстонией, единственная масовая миграция в РФ была в 90-92 годах и большей частью это были военнослужащие и их семьи, и у них только небольшой процент детей успел родиться в Литве. После этого миграция в РФ довольно слабая (и значительный процент составляют опять-таки родившиеся в РФ, уезжающие после получения пенсии и тому подобное). Я сам русский из Литвы (из потомков староверов - мигрировавших в 18-ом веке и переселенцев уже царских времен), и среди всей обширной родни, друзей и знакомых только два человека, родившихся в Литве, выехали в РФ в 90-2000-ых. Вся (реально массовая) миграция идет на запад - Британия, Ирландия, Германия, Скандинавия, США.

На счет выходцев из Литвы в Дагестане. Слышал, что в Литве служило достаточно много офицеров из Чечни и Дагестана, так что это вполне могут быть как раз их дети, родившиеся в Литве во время их службы, и потом вернувшиеся домой. О каких-то литовских общинах или миграции в Дагестан не слышал, очень сомневаюсь что это литовцы или русские из Литвы.

Date: 2018-11-16 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Спасибо за пояснения!

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 02:26 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-16 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] musatych.livejournal.com
На БАМе каждый участок строила своя союзная республика или область РСФСР. Казахи строили Новую Чару на западной половине, украинцы - Новый Ургал на восточной. Дальше, видимо, как-то растеклись, ну и другие факторы наложились.

Date: 2018-11-16 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Про участки и союзные республики не знал, спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-16 02:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-16 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] barouh.livejournal.com
Интересны Тверская и Новгородская области - при общем преобладании "украинцев" видны три пятна "казахских" районов (на юго-западе Тверской области оно переходит в "узбекское", но и там родившихся в Казахстане больше, чем родившихся на Украине). Притом это не случайные флуктуации - потому что каждое такое пятно включает несколько районов

Можно предположить, что родившиеся в Казахстане - это вернувшиеся на родину предков дети тех, кто был рекрутирован на целину и индустриальные стройки Казахстана. Но тогда получается, что этот рекрутинг был не сплошным, а организовывался вот такими кустами? Типа собирали в обкоме районных секретарей - и расписывали: так, Торжок, с тебя 1000 человек в Казахстан. Что, не наберешь столько? Ладно, пусть соседи тебе помогут. Так, дальше. Вышний Волочек? 1000 человек в Забайкалье...

Date: 2018-11-16 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com
На целину в основном ехали из степных районов, а в Тверской области население после войны сократилось очень сильно по сравнению с довоенным временем - и это не только погибшие в годы войны (хотя их было немало), но прежде всего был очень сильный миграционный отток.

(no subject)

From: [identity profile] barouh.livejournal.com - Date: 2018-11-18 11:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 11:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] barouh.livejournal.com - Date: 2018-11-19 07:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-21 09:19 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-18 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
В этих районах как раз работала программа по переселению соотечественников, поскольку там в середине нулевых было достаточно большое количество пустующей жилплощади. Плюс Кашин, где тоже много репатриантов осело.
Edited Date: 2018-11-18 08:15 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] barouh.livejournal.com - Date: 2018-11-18 10:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-18 11:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] barouh.livejournal.com - Date: 2018-11-19 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-20 02:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] barouh.livejournal.com - Date: 2018-11-19 07:04 am (UTC) - Expand

Date: 2018-11-16 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] barouh.livejournal.com
а вокруг Якутска - один армянский район и несколько литовских??? Или это не литовские цвета?

Date: 2018-11-16 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Нет, там два армянских района и один литовский. На литовские чуть похоже совсем светло-серые районы, где у лидера менее 10 человек.

Date: 2018-11-18 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
А вообще любопытно, что уроженцы Молдовы нигде не лидируют.

Date: 2018-11-20 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] alghenius.livejournal.com
Маленькое население, отсутствие общей границы с РФ. Вот на Украине такие районы наверняка есть.

(no subject)

From: [identity profile] dima1989.livejournal.com - Date: 2018-11-20 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alghenius.livejournal.com - Date: 2018-11-21 09:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2018-11-24 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] harding1989.livejournal.com
Великолепная карта!
Калининградская область удивила. Ожидал там перевеса «украинцев» не только в самом Калининграде, и увидеть хоть где-то «белорусов».

Интересны «узбеки» на юге Ростовской области.
Edited Date: 2018-11-24 07:41 am (UTC)

LJ Rewind 2018

Date: 2018-12-28 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] sevabashirov referenced to your post from LJ Rewind 2018 (https://sevabashirov.livejournal.com/302720.html) saying: [...] - Карта стран-лидеров среди родившихся за рубежом по районам [...]

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011 121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 28th, 2026 10:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios