kireev: (Default)
[personal profile] kireev
[livejournal.com profile] vasyl_babych раздобыл результаты мартовского референдума 1991 года о сохранении СССР во Львовской области. Это первые порайонные результаты референдума, что я видел в Украине. Львовская область тогда была на последнем месте по поддержке СССР (15%) среди всех областей Украины - как и сейчас она была самой "оранжевой". И география вобщем-то близка к тому, что будет и после этого. Больше за СССР было в городах за счет нац. меньшинств, и больше всего в Трускавце (36,5%), который, скажем, и в первом туре президентских выборов 2004 г. дал самый низкий процент Ющенко. Это было преимущественно за счет курортной зоны.  Далее Львов (24,8%) - и он же второй снизу по поддержке Ющенко в 2004 г. Далее Червоноград (19,2%) - и он опять же третий снизу по поддержке Ющенко в первом туре 2004 г. Из сельских районов больше всего за СССР было в Турковском и Бродовском - и да, в них было меньше всего за Ющенко среди сельских районов области. Меньше всего за СССР (4%) было в пригородном Пустомытовском р-не. Он был на втором месте по поддержке Ющенко в первом туре, хотя на первом месте во всей Украине по поддержке Порошенко в обоих турах президентских выборов 2019 г.

Наверняка люди, которые интересуются историей, политикой, причем любой идеологической ориентации, должны испытывать такие же захватывающие чувства, какие испытываю и я, электоральный географ, думая о факте, что в СССР были территории, где более 90% голосовали против СССР при явке выше 90%.




 Да, я знаю, что в таблице опечатка в Стрыйском р-не: должно быть 26,8, насколько я понимаю.

Date: 2021-03-26 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya?utm_source=frank_comment), Политика (https://www.livejournal.com/category/politika?utm_source=frank_comment), СССР (https://www.livejournal.com/category/sssr?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-03-26 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] u-o-i.livejournal.com
насчет нацменшинств - больше всего их было в Мостисском районе . Так что это не основной критерий ).

Date: 2021-03-26 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Во-первых, нет, не больше всего http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/lviv/

В Мостисском р-не украинцев по переписи 1989 г. было 91%, а во Львове 79%. Во-вторых, все же там поляки основное нац. меньшинство - это все же особый случай.

Date: 2021-03-26 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] u-o-i.livejournal.com
да , действительно , район переплутал с райцентром ( . Но интересно было б наложить на эту карту и результаты миграции населения внутри Украины.
Edited Date: 2021-03-26 04:01 pm (UTC)

Date: 2021-03-26 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] ffinoz.livejournal.com
Вот ещё Броварский район Киевской области с разбивкой «город/село» попался. Не знаю, был ли:
image
Edited Date: 2021-03-26 03:55 pm (UTC)

Date: 2021-03-26 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Нет, не был. Да, с учетом процентов по Киевской области и по Киеву все так и должно получаться.

Спасибо!

Date: 2021-03-26 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] sevabashirov.livejournal.com
Захватывает как минимум то, что в советском референдуме реальные результаты (тем более еще и такие).

Date: 2021-03-26 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
А тогда ведь еще не было "культуры" фальсифицирования результатов выборов. Хотя интересно было бы посмотреть подробности результатов в Средней Азии. Хотя, там, видимо, и без фальсификаций были нужные результаты и явка.

Date: 2021-03-26 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ffinoz.livejournal.com
В Казахстане явка 88%, сопоставима с сельскими районами славянских республик. Скорее всего, во всяком случае её не рисовали. По поводу результатов сказать сложно: с одной стороны, >90% за СССР в тех условиях могли получиться и честно, с другой, любой подобный результат по умолчанию подозрителен.

Я вот склоняюсь к тому, что Узбекистан и особенно Туркменистан, где оф. явка >95%, уже тогда либо рисовали, либо просто «‎докидали» неиспользованные бюллетени «‎за», а учитывая, что реальная явка всё равно была высокой, докидывать пришлось не так и много. Вот все последующие «‎выборы» в этих странах точно были рисованы.

При этом в Таджикистане, скорее всего, на президентских выборах 1991 и 1994 годов не было откровенного рисования, только фальсификации (причём в 1994 больше даже не результата, а явки, не забываем, что шла гражданская война). После окончания войны и консолидации режима Рахмона да, уже стали рисовать.

Заметка на полях: то, как разрешили таджикский конфликт (если коротко: оппозиции сначала гарантировали квоты в правительстве, силовых структурах и т.п., а потом мягко «‎кинули», выдавив её из власти, а затем и вовсе запретив), ярче всего демонстрирует, почему формальные уступки без реформы избирательной системы ничего не стоят

Date: 2021-03-26 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
До этого явка была ведь по сути обязательной. А в Средней Азии я как раз могу предположить, что и в 1991 г. еще она по инерции была по по сути обязательной или же народ ее такой воспринимал. Собственно, она и в России и в Украине в это время была очень высокой на селе везде: за 90% чаще всего. То есть там по инерции почти все действительно ходили на выборы.

Date: 2021-03-26 04:49 pm (UTC)
From: [identity profile] ffinoz.livejournal.com
Видимо, так и есть. И тогда «‎аномальные» результаты в Туркменистане и Узбекистане могут объясняться просто тем, что внутри руководства этих республик не было внутренних конфликтов, которые как-то могли выплеснуться наружу. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане тогда была не настолько спокойная обстановка.

Хотя разница между явкой 90% и 95% не так принципиальна :) Потому и сложнее ловить фальсификации, даже если бы были полные результаты по областям и районам

Date: 2021-03-26 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
Одной реформы избирательной системы мало, ведь нет никаких гарантий что оппозиция непременно выиграет выборы. Например, в России даже без фальсификаций и рисования ВВП всё равно бы выиграл все президентские выборы.

Date: 2021-03-26 06:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ffinoz.livejournal.com
Конкретно в случае с Таджикистаном какая-то поддержка оппозиции была гарантирована, потому что конфликт начала 90-х проходил по трайбалистским линиям раскола: грубо говоря, один клан против другого. Естественно, никакого «‎единства вокруг национального лидера» в таких условиях быть не могло.

Однако первые «‎мирные» выборы 1999-2000 годов просто нагло нарисовали, особенно президентские, когда тогда ещё Рахмонову изобразили 97,6% при явке 99% — это через два года после окончания кровопролитной войны! Парламентские были не особо лучше, главной реально-оппозиционной ПИВТ кинули подачку в виде 2 мест из 63, хотя по мирному соглашению подразумевалась (и первое время выполнялась) 30% квота оппозиции во всех органах власти.

Вполне возможно, что оппозиция реально проиграла выборы, однако реформа избирательной системы обеспечила бы пропорциональное её представительство в органах власти и не дала бы возможности режиму потом всё «‎откатить назад»
From: [identity profile] danylo yurachkivskyi (from livejournal.com)
... назначенный облсоветами и, соотвественно, местная власть была заинтересована в защите результатов этого опроса

Date: 2021-03-26 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] alekcnova.livejournal.com
По Трускавцу такой высокий процент не только из-за того что это курорт. По переписи 1989 года во Львовской области 90,4% населения составляли украинцы, а русских было 7,2%, в то время как в Трускавце украинцев было 79,3%, а русских 15,9%.

Date: 2021-03-26 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Ну да, конечно, не только. Но без них он бы настолько все же не выбивался так сильно. Видимо, на уровне Львова и было бы.

Date: 2021-03-27 07:10 am (UTC)
From: [identity profile] temur25.livejournal.com
А в 2012 в Трускавце, няп, был рекорд у Свободы:-)

Date: 2021-03-26 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] danylo yurachkivskyi (from livejournal.com)
Imageа вот еще результаты ВНО (украинский аналог российского ЕГЭ) по математике по районам в 2013-м
(желтое - самые высокие балы, источник infolight.org.ua/content/rezultati-zno-z-matematiki-v-2013-roci-rozriz-rayoniv

Date: 2021-03-29 03:24 pm (UTC)
From: [identity profile] luboznatel.livejournal.com
Местный аналог "кавказских 100-бальников" в России?

Date: 2021-03-27 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] romanshapoval.livejournal.com
Очень познавательно. Было бы интересно так же посмотреть на результаты по Тернопольской области, обратить внимание на «междуимперскую» границу

Date: 2021-03-27 11:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kireev.livejournal.com
Да, она там наверняка видна лучше, чем на любых выборах.

Date: 2021-04-06 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dima1989.livejournal.com
С Червоноградом тоже объяснимо: это в те годы - шахтёрский район, куда достаточно много переезжало в том числе и с Донбасса.

January 2026

S M T W T F S
    123
45 67 8910
1112 1314151617
1819202122 2324
2526272829 3031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 12:19 pm
Powered by Dreamwidth Studios